Бродячий сюжет

4850

Роясь в старых изданиях случайно для себя (а возможно и для многих других) выяснил, что дмитлаговское трио художников, состоящее из Глеба Куна, Константина Соболевского и Василия Ёлкина, создало не единственную коллективную работу — плакат «Канал Москва-Волга открыт!» 1937 года:

Известно, что поодиночке они сделали немало агитационных материалов, причём лидером по количеству был Соболевский. Но оказалось, что у них есть ещё одна совместная работа, плакат «Надо уничтожить гада!» , опубликованный в журнале «На штурм трассы» №8 за август 1936 года:

Проверяя уникальность этого плаката и занявшись поиском в интернете похожих картинок, с одной стороны убедился, что этот плакат ещё не публиковался, с другой сильно удивился, что существует практически двойник плаката дмитлаговцев. Им оказалась работа 1937 года Сергея Дмитриевича Игумнова (1900-1942) «Искореним шпионов и диверсантов»:

Совпадений в этих двух плакатах больше чем достаточно. Поэтому решил проверить, кто же был первым? Хотя интернет датирует плакат Игумнова 1937-м годом, решил уточнить датировку. И, о чудо! Репродукция плаката Игумнова оказалась опубликованной в газете Москва-Волгострой к международному антифашистскому дню, проведённому 1 августа 1937 года, явно как «яичко ко Христову дню»:

Получается, что Игумнов заимствовал у Куна-Соболевского-Ёлкина, с плаката, не получившего широкого распространения? Первоначальный вывод именно такой. Но история использования змеи, зажатой в человеческой руке, оказалась гораздо старше.

Опустив промежуточные этапы, такие как фашистский плакат 1932-1933 года «Tod der Lüge» (не публикую, дабы не быть заподозренным в пропаганде фашизма, кому интересно найдёт сам) и другие клоны, самым ранним агитационным материалом с этим сюжетом стала итальянская антигерманская открытка времён Первой мировой войны  датируемая 1916 годом авторства Лючиано Рамо (Luciano Ramo):

Проблема создания агитационного плаката — найти яркий, цепляющий образ, действующий практически на уровне подсознания. Образ несёт основную смысловую нагрузку, надписи же лишь фиксируют необязательную вербальную составляющую, без которой и так понятен смысл плаката, даже для неграмотного. Змея с открытой пастью — прекрасный образ, подчёркивающий смертельную опасность исходящую от чего-либо, чем хотят напугать. Поэтому сюжет с оскалившейся (если так можно выразиться) змеёй, зажатой мускулистой рукой в кулаке надо считать «бродячим», показывающий однозначную победу очеловеченного «добра» над звероподобным «злом».

Знаменитый карикатурист Борис Ефимов в 1960-х годах тоже не удержался от использования этого сюжета:

 

 

 

2 голоса