Фрески Карамышевского шлюза

230

Над архитектурными украшениями канальских зданий работало множество талантливых архитекторов, скульпторов и художников. Список их велик и найти его в различных публикациях не представляет труда. Велик, да не полон. Спустя более 80 лет с момента открытия канала этот список совершенно случайным и удивительным способом продолжает пополняться.

Благодаря книге В.С. Барковского уже давно не является секретом история фресок на шлюзе №6, выполненных Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры под управлением Льва Александровича Бруни и Владимира Андреевича Фаворского, причём бригадой под управлением самого Бруни. Увы, фрески просуществовали недолго и спустя некоторое время были закрашены, а для надёжности ещё и заложены плиткой. Но, как оказалось, это был не единственный объект, над которым работала Мастерская Бруни-Фаворского. Фрески предполагалось выполнить и на Карамышевском шлюзе №9, архитектором которого выступил автор Речного вокзала А.М. Рухлядев.

Чернышёв Борис Петрович. Начало 1930-х годов.
Чернышёв Борис Петрович. Начало 1930-х годов.

Над этим проектом и работал Борис Петрович Чернышёв, однофамилец одного из отцов основателей Мастерской, Николая Михайловича Чернышёва.

Борис Петрович ещё с 1930 года начал заниматься фреской во всех её формах – секко, альфреско, сграффито, а в 1935 году по приглашению Фаворского присоединился к Мастерской монументальной живописи. Там с 1936 по 1941 год он выполнил целый ряд авторских и исполнительских работ.

В 1937 году Борис Петрович совместно с художником Серафимом Александровичем Павловским создали роспись шлюзовых сооружений в Карамышево в технике сграффито. Согласно воспоминаниям о Чернышёве фрески были созданы, а согласно  автобиографии Павловского они были выполнены. Однако, в отличие от фресок на шлюзе №6, фрески шлюза №9 не упомянуты в тексте и отсутствуют на фотографиях монументального издания 1939 года «Архитектура канала Москва-Волга».

А были ли они?

Были. Но недолго.

В Государственном историческом музее (ГИМ) хранятся эскизы, выполненные Борисом Петровичем Чернышёвым.

 

Причём по эскизам можно понять, что фрески должны были быть нанесены на боковых (по отношению к оси канала) фасадах башен управления.

Фото из книги "Архитектура канала Москва-Волга" (1939)
Фото из книги «Архитектура канала Москва-Волга» (1939)

Эскиз архитектурного объема для росписей шлюзов канала Москва-Волга. 1937. Б., кар. 25х17.3

 

На фотографиях, датируемых 1937-1938 годом можно рассмотреть как бы заготовки фресок со свободной центральной частью. Были реализованы отражённые на эскизах идеи с флагами и с профессиями по нижней части фресок, видны фрагменты каравелл, перекликающиеся с украшением шлюза №3.

Шлюз №9 Верхние башни управления. Вид с юго-запада. 1937-1938 годы
Шлюз №9. Верхние башни управления. Вид с юго-запада. 1937-1938 годы.
Шлюз №9 Верхние и средние башни управления. Вид с востока (Карамышевского моста). 1937-1938 годы.
Шлюз №9. Верхние и средние башни управления. Вид с востока (Карамышевского моста). 1937-1938 годы.
Шлюз №9 Нижние ворота управления. Вид с северо-востока. 1937-1938 годы.
Шлюз №9. Нижние ворота управления. Вид с северо-востока. 1937-1938 годы.

Но на фотографиях 1939 года их уже нет. По странному стечению обстоятельств на более поздних фотографиях фрески оказались закрыты плиткой, как и на шлюзе №6.

1961 год. Источник - pastvue.com.
1961 год. Источник — pastvue.com.

Фрески шлюза №9 постигла судьба фресок 6-го шлюза. Предположительно они просуществовали один-два года — с 1937-1938 по 1939. Почему их уничтожили — остаётся загадкой. К сожалению дочь художника Мария Борисовна Чернышёва не знает подробностей работы своего отца над канальскими сооружениями, а сам художник умер ещё в 1969 году…

Б.П. Чернышёв на фоне мозаики. Москва, 1964 год.
Б.П. Чернышёв на фоне мозаики. Москва, 1964 год.

Но несмотря на то, что фрески 9-го шлюза были уничтожены вскоре после создания, есть повод познакомиться с замечательным художником Борисом Петровичем Чернышёвым, особенно ярко проявившем себя в качестве монументалиста, автором множества фресок, мозаик, скульптур, барельефов не только в Москве, но и во многих городах бывшего Советского Союза. Ему посвящён специальный сайт, откуда взято немало материалов для этой статьи.

1 голос

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here