Стеклянные негативы из Астрахани

41613

Однажды нашёл на интернет-барахолке несколько стеклянных негативов с видами Астрахани и не только, сделанные в начале 30-х годов. Продавец-астраханец сообщил мне, что приобрёл их тоже у астраханца, который в свою очередь сообщил, что человек, сделавший фотографии, имеет отношение к астраханскому судоремонтному заводу имени Сталина. Вот и все исходные данные, которые оказались у меня.
Интересно же было узнать, что на этих негативах. Решил найти астраханские форумы с ветками об истории города. Разместил фотографии и реакция аборигенов не заставила ждать. Знатоки-креведы откликнулись быстро. И объяснили истинные сущности некоторых негативов. Ключевым выражением оказалось судоремонтный завод имени Сталина. Который в том или ином виде существует до сих пор. Вот географические координаты завода:

Стеклянные негативы из Астрахани-01

Завод был сдан в эксплуатацию 15 октября 1930 года. 26 января 1962 года избавились от одиозной фамилии в названии, превратив его просто в Астраханский судостроительный завод. Почти ровно через 4 года, 31 января 1966 завод в очередной раз переименовали в Астраханский морской судостроительный завод. 11 декабря 1973 года завод влился в Астраханское судостроительное производственное объединение. Последняя известная мне дата, связанная с заводом — 14 декабря 1982 года Астраханскому судостроительному производственному объединению было присвоено имя 60-летия СССР. Чем занимается завод сегодня, кому принадлежит, как называется сейчас — расследования не производил.
С чего же начинался завод? К примеру, с гальванического цеха:

Стеклянные негативы из Астрахани-02

Здание цеха существует и поныне, его можно увидеть на Google. Он выделен верхним пятиугольником:

Стеклянные негативы из Астрахани-03

Нижний же прямоугольник — бывший деревообрабатывающий цех:

Стеклянные негативы из Астрахани-04

До сегодняшнего времени не уцелел, ныне на его месте две вертолётные площадки.

Завод стоял и продолжает стоять на берегу бухты Золотой затон:

Стеклянные негативы из Астрахани-05

Вот так Золотой затон выглядел около 80 лет назад. Скорее всего весной. На переднем плане виден пароход «Штиль», но к нему я вернусь позже:

Стеклянные негативы из Астрахани-06

Следующие объекты доподлинно установить не удалось, но, тем не менее, принимая во внимание, что они также относятся к судостроительному заводу, делаю выводы. Испуганные фотографом рабочие завода им.Сталина:

Стеклянные негативы из Астрахани-07

которые жили в двухэтажных деревянных бараках:

Стеклянные негативы из Астрахани-08

и ходили в курзал в парке велосипедистов в Астрахани, который к заводу не имеет отношения:

Стеклянные негативы из Астрахани-09

Вернусь к пароходу «Штиль». Прежнее, дореволюционное название «Князь Игорь». Построен в 1901 в Нижнем Новгороде на заводе Яковлева. Скорость передвижения до 14 км в час при загрузке 260 человек и 60 тонн груза. Мощность двигателя 140 лошадиных сил. Так он выглядел в начале 30-х:

Стеклянные негативы из Астрахани-10

Помимо «Штиля» на негативах был и пароход «А.Н.Радищев» Камского речного пароходства:

Стеклянные негативы из Астрахани-11

Как сообщили мне астраханские краеведы, снимок явно сделан не в окресностях Астрахани — нет в округе таких крутых берегов. Но есть небольшая история о «Радищеве».
Когда он был построен, мне неизвестно. Но биография его богата. Будучи при Камском РП он несомненно ходил по Каме. К началу войны он курсировал по маршруту Пермь-Горький, а в начале войны первый свой военный рейс выполнил с эвакуированными в Пермь. При этом он тащил с собой баржу, также набитую эвакуированными. Чуть позже «Радищева» переоборудовали в плавучий госпиталь, который переправлял раненых водным путём в Чебоксары, Казань, Сарапул и другие города тыла.
В 1952 году «Радищеву» повезло. Он стал одним из кораблей, открывавшим Волго-Донской канал. Со стороны Волги по новому каналу двигался целая флотилия во главе с флагманом речного флота пароходом «Иосиф Сталин», а со стороны Дона — одинокий труженик и герой  «Радищев». Встреча состоялась на Цимлянском море. Так «Радищевым» было открыто прямое речное сообщение Ростов (который на Дону) — Москва. Фото «Радищева» у шлюза №9 Волго-Донского канала в 1952 году:

Стеклянные негативы из Астрахани-12

Но у меня остался вопрос — как пароход, работающий в бассейне Волги, мог открыть новый водный путь по направлению от Дона к Волге? Предполагаю, что это останется тайной, но уверен — «Радищев» стал первым, кто прошёл по каналу в Ростов с Волги, чтобы позже вернуться. А уж только потом, с помпой, официозом и каквалькадой прошёл «Сталин». Пропаганда, однако!
Что дальше случилось с «Радищевым» также не знаю. Вроде бы гниёт где-то на Днепре недалеко от Киева. Но по обводам на «нашего» «Радищева» днепровский не похож.

Не то, чтобы фото корабля, а сюжет на его борту. Радостные пролетарки на корме парохода «Страж Революции». И, кажется, автопортрет фотографа. Приглядитесь к тени внизу фото:

Стеклянные негативы из Астрахани-13

Жаль, что не видно собственно «Стража Революции». Но известно, каким он был до революции. Только назывался по другому:

Стеклянные негативы из Астрахани-14

Товаро-пассажирский 3-х плубный пароход, будущий «Страж Революции», «по крещению» назывался «И.А.Крыловъ». Он был построен в 1908 году в Бельгии на заводе «Коккериль» (того, что на берегу реки Мезы) для акционерного общества «Самолёт». После национализации речного флота в 1918 году был переименован в «Страж революции» и работал на Волге в составе Нижневолжского Речного Пароходства. Осенью 1954 года вместе с тремя другими параходами сгорел на судоремонтном заводе в Белом Городке.
Однако и к этому пароходу я придумал историю. В интернете нашёл фразу — «В 1931 году на пароходе «Страж революции» в Саратов прибыла французская делегация МОПР из 9-ти человек. На пристани состоялся митинг.» На что я думаю — понимаете? Объясняю. Негативы — начала 30-х годов, фотограф — не последний человек на судостроительном заводе, даже фотоаппарат имел, место действия — борт «Стража Революции»… Вполне можно предположить, что четыре дамы на фото — из этой делегации или примкнувшией к ней. Шутка конечно же! Хотя в каждой шутке…

А история с негативами продолжала раскручиваться.
Спустя год после опубликования негативов на астраханских форумах мне пришло письмо от Ивана Л. с пояснениями по поводу 2-х фото одного дома с разных сторон:

Стеклянные негативы из Астрахани-15

Стеклянные негативы из Астрахани-16

«Дом 1908 года постройки, я жил в нем с 1979 по 1995 год, балкон отвалился от снега 10 марта 1988г., а 4 июня 1995г. дом сгорел — соседка гнала самогон и аппарат взорвался.. Сейчас там пустое место. Что касается других фоток дома — все сгорели во время пожара. Я сам увлекался фотографией, но ничего не сохранилось… Я думаю — человек жил в моем доме и фотографировал соседей, но, к сожалению, уже почти никого не осталось в живых, кто бы помнил. Те одноэтажные дома обложили кирпичом и их уже не узнать. Дом находился по адресу Астрахань, набережная р. Царев, 71». Плюс присланы его координаты, которые оказались невдалеке от судостроительного завода:

Стеклянные негативы из Астрахани-17

Подробнее:

Стеклянные негативы из Астрахани-18

Это было действительно чудом — найти жителя этого дома и узнать такую историю! Ничего придумывать не надо!

Ну и последний негатив из астраханской серии. К Астрахани это фото никакого отношения не имеет, но из того же источника:

Стеклянные негативы из Астрахани-19

Место вычислить удалось очень быстро. Благо в конце 80-х бывал в тех местах. Это Нижний Новгород. Вид на строящийся Канавинский мост и на старый плашкоутный мост через Оку. Фото датируется диапазоном 1930-1932 годов — именно в этот промежуток возводился новый Канавинский мост, а старый ещё стоял на своём месте. Чем уникально это фото? Тем, что на других найденных мной фото либо старый мост:

Стеклянные негативы из Астрахани-20

либо новый:

А на моём негативе — оба сразу!
Историю Канавинского моста пересказывать не буду. Если интересно — прочтите статью Виктора Мальцева.

Отдельная благодарность сайтам и людям, информацию которых я использовал:
rivershkiper
Форум.Астрахань.Ру
РИА Самара
Библиотека А.Соснина
СаратовБизнесКонсалтинг
Форум Речных Путешественников

0 голосов