Три проекта двух архитекторов для одного храма

1057

Готовясь к выступлению перед общиной храма Успения Пресвятой Богородицы, находящегося ныне в квартале Трахонеево города Химки, долго и тщательно разбирался с найденными в архиве чертежами архитектора В.Ф. Баранова. На чертежах («планах») был изображён Успенский храм, спроектированный им в 1891 году. Результатом внимательного прочтения документов и прочих собранных материалов стал вывод, что В.Ф. Баранов не мог быть автором первоначального проекта каменного храма, поскольку к моменту начала строительства, то есть когда проект уже существовал, Василий Фёдорович ещё не получил разрешения на строительную деятельность. Именно с этими выводами я и выступил перед прихожанами, попутно показав отреставрированные чертежи Баранова. Увы, сказал я, но с моей низкой квалификацией архивного исследователя имя первого архитектора придётся искать не менее года.

По окончании выступления ко мне подошёл настоятель храма отец Сергий Кунегин и передал толстую папку с бумагами, сказав, что эти документы обязательно будут для меня интересны. Мельком глянув внутрь и сразу поняв, что здесь что-то интересненькое, я попросил отца Сергия дать папку для подробного ознакомления и не получил отказа. Внимательно вчитавшись в документы, я чуть не подпрыгнул от радости – там было почти сто страниц копий архивных документов, связанных с историей храма, работа профессионала-архивиста! Проведя всю ночь за чтением рукописных исторических текстов, утром я позвонил отцу Сергию и горячо поблагодарил за неоценимую помощь в моих изысканиях.  Он спросил меня, помню ли я тему вчерашней встречи. Конечно, ответил я – Промысел Божий. То, что произошло, и есть Промысел Божий – ответил он мне.

Благодаря части изученных документов из этой папки и найденной в других местах информации, удалось составить весьма подробную историю строительства каменного здания Успенского храма и установить автора первоначального проекта храма.

Итак, к делу.

Строительство каменного храма Успения Пресвятой Богородицы происходило в три этапа.

Этап 1: май 1877 – май 1880

Строительство тёплой каменной пристройки к старой деревянной церкви на месте сносимой деревянной колокольни.

В мае 1877 года на имя митрополита Московского и Коломенского Иннокентия от священноцерковнослужителей и старосты Успенского храма, что в селе Трахонеево Московской губернии и уезда, поступило прошение на возведение каменной пристройки к старой деревянной церкви, в которой устроить тёплый храм. «Храм у нас деревянный и весь холодный. Служение в оном в зимнее время по истине бедственное. Прихожане прежде терпеливые ныне отказываются ходить к Богослужениям, отговариваясь холодом и не имением противодействующей ему теплой приличной одежды» – писали трахонеевцы в прошении. Пожаловавшись на бедность прихожан и пользуясь сложившейся на тот момент дешевизной кирпича, они также попросили разрешения Высокопреосвященства использовать накопленные средства церковной кассы в размере 900 рублей серебром в случае недостатка пожертвований[1].

3 августа того же года было получено разрешение на строительство каменной пристройки[2]. Так священник Иоанн Иоаннов Кротков, диакон Иоанн Васильев Белорастов, дьяк Егор Васильев Успенский и церковный староста, крестьянин Московского уезда Зюзинской волости деревни Битц[3] Василий Афанасьев Малинкин начали долгий и успешный путь строительства каменного храма Успения Пресвятой Богородицы[4].

Проектирование храма было поручено архитектору Андрею Николаевичу Стратилатову[5].

Стратилатов Андрей Николаевич (1841 – 06. 03. 1892) – русский архитектор, автор жилых и церковных зданий в Москве.
В 1864 году окончил МДАУ (Московское дворцовое архитектурное училище) со званием архитекторского помощника. После его окончания состоял при Московской дворцовой конторе. В 1867–73 – чертежник, затем сверхштатный техник Строительного отделения Московского губернского правления.
Похоронен в Алексеевском монастыре (?)[6].

Работы в Москве[7]:
Служебные постройки во владении А. Г. Товаровой — Н. Ф. фон Мекк (1869, Москва, Малый Кисельный переулок, 6, стр. 2, 3);
Казанское архиерейское подворье (1870, Москва, Ветошный переулок, 11), объект культурного наследия регионального значения;
Доходное владение Товарищества Невской Ниточной Мануфактуры — Доходный дом К. Ф. Цыганова (1871, Москва, Большой Златоустинский переулок, 1), объект культурного наследия регионального значения;
Торговое подворье Мещаниновых — И. Е. Гаврилова — Бубновых («Мещаниново подворье») (1871—1884, Москва, Ветошный переулок, 13-15), объект культурного наследия регионального значения;
Доходный дом купцов Куприяновых (1873, Москва, Ветошный переулок, 7), ценный градоформирующий объект;
Жилой дом — доходное владение Фроловых (1873, Москва, Малый Златоустинский переулок, 10, стр. 1), ценный градоформирующий объект;
Колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (1877, Москва, Крылатские холмы, 14);
Городская усадьба М. П. Калычева — Доходное владение М. В. и В. В. Залогиных (1870-е, Москва, Лубянский проезд, 5, стр. 1), ценный градоформирующий объект[3][2];
Доходный дом храма Косьмы и Дамиана с магазинами и церковной библиотекой (1890-е, Москва, Старопанский переулок, 4);
Ограда дома (?, Москва, Александра Солженицына, 6).

Согласно плану строительства[8] нового храма, подготовленного Стратилатовым, каменное здание было возведено на месте старой деревянной колокольни, которую пришлось снести. Новый, квадратный в плане храм, был пристроен к деревянной трапезной старого храма[9].

Фрагмент «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Трохонееве Московской губернии и уезда» (ЦГА Москвы Ф.54 О.134 Д.193 Л.5)
Фрагмент «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Трохонееве Московской губернии и уезда» (ЦГА Москвы Ф.54 О.134 Д.193 Л.5)

Разрабатывая проект каменного Успенского храма, В.Ф. Стратилатов процитировал фрагменты собственного архитектурного приёма – сдвоенные оконные проёмы под единой полукруглой аркой. Похожее оформление он использовал в доме графини Е.П. Ростопчиной (Москва, Рождественский бульвар, д. 14), построенного в начале XIX века и реконструированного архитектором к 1870 году[10], а также доходного дома купца К.Ф. Цыганова (Москва, Большой Златоустьинский переулок, д.1с1), построенного Стратилатовым после 1871 года[11].

Дом графини Е.П. Ростопчиной (Москва, Рождественский бульвар, д. 14). Реконструкция архитектора В.Ф, Стратилатова, 1870 год.
Дом графини Е.П. Ростопчиной (Москва, Рождественский бульвар, д. 14). Реконструкция архитектора В.Ф, Стратилатова, 1870 год.
Доходный дом купца К.Ф. Цыганова (Москва, Большой Златоустьинский переулок, д.1с1), архитектор В.Ф. Стратилатов, после 1871 года (Фото http://stapelia2784.livejournal.com/11787.html). Врезка – фрагмент чертежа ЦГА Москвы Ф.54 О.181 Д.1239 Л.21
Доходный дом купца К.Ф. Цыганова (Москва, Большой Златоустьинский переулок, д.1с1), архитектор В.Ф. Стратилатов, после 1871 года (Фото http://stapelia2784.livejournal.com/11787.html). Врезка – фрагмент чертежа ЦГА Москвы Ф.54 О.181 Д.1239 Л.21

Успенский храм возводился в эпоху господства эклектики или историзма в русской архитектуре, когда зодчие использовали в своих произведениях «цитаты» из разных эпох. В данном случае Стратилатов работал в византийском стиле, популярном в церковной архитектуре со времен возведения архитектором Тоном Храма Христа Спасителя вплоть до начала 1890 годов, когда на арену вышел модерн или неорусский стиль. Византийский стиль в русской церковной архитектуре подчеркивал преемственность русских духовных традиций от Византии.  И он был популярен не только в России, но и в европейских странах, только немного раньше.

Этап 2: 28 июня 1881 – 1883

Строительство двух каменных приделов на месте сносимой деревянной трапезной

28 июня 1881, в очередном прошении в Московскую Консисторию на имя Епископа Дмитровского Преосвященного Амвросия Епископа, отец Иоанн Кротков и староста Василий Малинкин доложили о текущем положении дел, а именно, что к маю 1880 года каменное здание нового храма было построено, покрыто железной крышей и внутри оштукатурено. Однако, почувствовав успех с продвижением строительства храма, трахонеевцы тут же обратились к Его Преосвященству за разрешением на продолжение благого дела: «Но так как совершившаяся с Божиею помощию постройка нас особенно обременила и пока усердия на продолжение добраго дела в нас не охладело, то после некотораго отдыха от трудов по постройке мы пожелали к выстроенному нами каменному Церковному зданию приделать два алтаря на месте семиаршинной деревянной трапезы, для чего Архитектором Стратилатовым и составлен план и фасад»[12] ещё 18 мая 1881 года[13].

Вместо ветхой деревянной трапезной предлагалось возвести в левой части пристройки придел во имя Успения Пресвятой Богородицы, в правой – во имя Святителя и Чудотворца Николая [14].

Уже 28 августа 1881 года утверждённый Московской Консисторией новый комплект чертежей[15] А.Н. Стратилатова поступил на согласование в Строительное Отделение Московского Губернского Правления[16], где был также вскоре утверждён со стандартной для тех времён формулировкой: «Строительное Отделение нашло этот проект составленным правильно и исполнение согласно онаго работ в техническом отношении может быть допущено, с тем только что бы работы были произведены с соблюдением установленных законом правил и под надзором техника имеющаго на то право»[17].

В связи с тем, что часть старой деревянной церкви подлежала сносу, а возраст её оценивался отцом Кротковым и старостой Малинкиным примерно в 200 лет[18], древняя постройка заинтересовала Императорское Московское Археологическое Общество и 18 октября 1881 года оно попросило Московскую Консисторию в отношении старого Успенского храма «сделать распоряжение о доставлении более подробных чертежей фасадов означенной церкви и предположенной к сломке трапезы, с нанесением на фасады всех архитектурных деталей и украшений, дабы Общество имело возможность по самому архитектурному стилю этой церкви определить, хотя приблизительно, время ея построения и затем решить вопрос сломки трапезы»[19].

Фрагмент «План фасад и разрез Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Трохонееве Московской губернии и уезда с показанием предполагаемой каменной пристройки для Олтарей» (ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.176)
Фрагмент «План фасад и разрез Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Трохонееве Московской губернии и уезда с показанием предполагаемой каменной пристройки для Олтарей» (ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.176)

К 1883 году очередной этап строительства каменной церкви был успешно завершён[20]. Храм был отштукатурен, сделан мозаичный пол и выстроены три печи. Московский потомственный почетный гражданин Николай Александрович Крестовников пожертвовал от себя трехъярусный иконостас искусственного мрамора белого цвета со всеми новыми иконами (кроме местной иконы Успения Пресвятой Богородицы), писанными на досках, по чеканному золоченному фону художником Рыбаковым[21]. Общая сумма его жертвований достигла 7000 рублей[22]. Интерес Н.А. Крестовникова небольшой и небогатой церкви представляется двумя причинами. Первая – отец Николая Александровича управлял семейной фабрикой в Полянах, что была расположена в пяти верстах от Трахонеева по Рогачёвской дороге. Потому по дороге в Москву Н.А. Крестовников мог обратить внимание на отстраивающуюся в камне новое здание церкви и предложить помощь в постройке. Вторая – муж родной сестры Крестовникова, Александры Александровны, Александр Васильевич Лепёшкин в течение нескольких лет, как минимум с 1880 года[23], по частям выкупал земли села Покровское-Ивакино, находящегося в непосредственной близости от Успенского-Трахонеева и состоявшего в приходе Успенской церкви. Закончив выкуп в 1885 году, он продал всё имение целиком своей жене[24], Александре Александровне Лепёшкиной, в девичестве Крестовниковой. Возможно, что неженатый и бездетный Николай Александрович знал о планах Лепёшкина передать землю Александре Александровне и хотел сделать сестре и её детям доброе и богоугодное дело.

В 1888 году отец Иоанн Кротков был переведён в Павловский Посад. На его место был поставлен священник Виктор Алексеевич Глаголев, начав службу в Успенском храме, которая продлилась более 20 лет. К этому же году стараниями о.Виктора и нового старосты, московского мещанина Сергея Васильевича Любочкина на храме были установлены 5 глав[25].

В 1889 году был освящен левый придел во имя Успения Пресвятой Богородицы и 4 октября[26] открыта церковно-приходская школа на 80 человек, выстроенная и поддерживаемая на средства потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии, банкира Константина Викторовича Осипова, владевшим к этому моменту большим поместьем у села Трахонеево.

Этап 3: осень 1890 – 12 июля 1892

Строительство придельного храма (трапезной) и каменной колокольни взамен временной деревянной колокольни.

Отец Виктор Глаголев и староста Сергей Любочкин продолжили дело достройки храма, обратившись за соответствующим разрешением к Консистории в 1891 году, тем самым начав последний, третий этап возведения каменного храма Успения Пресвятой Богородицы. 22 февраля 1891 года Московская Консистория отправила в Строительное Отделение Московского Губернского Правления очередное письмо о согласовании нового проекта, начатого ещё 9 сентября 1890 года[27], на этот раз «на стройку каменной колокольни и придельнаго храма»[28] и выполненного уже другим архитектором, Василием Фёдоровичем Барановым[29]. Уже 9 марта согласованный проект был возвращён в Консисторию[30].

Баранов Василий Фёдорович (1850 — 16. 12. 1895) – русский архитектор, личный почётный гражданин. В 1881 получил свидетельство Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. В 1886 открыл собственное строительное бюро. Выстроил и перестроил около 100 домов, в том числе доходный дом по Последнему пер., 3 (ок. 1890, во дворе), перестроил ц. Зосимы и Савватия в Гольянове (1889, Байкальская ул., 35). В Подмосковье пристроил придел храма села Трахонеево Московского уезда (1890). Похоронен на Пятницком кладбище[31].

Почему архитектора Стратилатова заменил архитектор Баранов – неизвестно. Можно лишь предположить: либо в это время Стратилатов был занят исполнением других заказов, либо плохо себя чувствовал, поскольку чуть более чем через год, 6 марта 1892 года, в возрасте 51 года Андрей Николаевич скончался. В свою очередь Василий Фёдорович Баранов выполнил проект придельного храма (а по факту трапезной) и первого яруса колокольни в точном соответствии с архитектурным стилем Стратилатова, использовав такие же сдвоенные узкие окна и декоративное оформление. Но второй и третий ярусы колокольни были выполнены по собственному проекту Баранова, в более строгом, «римском» исполнении, что заметно даже человеку, слабо знакомому с архитектурными дисциплинами. Но оформление первого этажа в едином «стратилатовском» стиле позволяет не «развалить» общую композицию здания храма. Строгость же оконных проёмов верхних этажей колокольни добавляет ей стройности и визуальной высоты.

Реконструкция чертежа «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тархонееве Московской Губернии и уезда с показанием предполагаемой пристройки трапезной и колокольни» (ЦГА Москвы Ф.54 О.181 Д.1239 Л.21)
Реконструкция чертежа «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тархонееве Московской Губернии и уезда с показанием предполагаемой пристройки трапезной и колокольни» (ЦГА Москвы Ф.54 О.181 Д.1239 Л.21)

8 апреля 1891 года в Московской Консистории состоялось слушание дела «О построении каменной колокольни и придельнаго храма при Успенской, села Трахонеева, церкви, Московскаго уезда»[32], на котором строительство было дозволено.

Несмотря на то, что приход храма был беден и состоял всего из 326 душ[33], финансовую сторону прогарантировали упоминаемые Н.А. Крестовников: «ныне выразил желание, что бы постройки церкви были докончены» и С.В. Любочкин: «лично от себя жертвует всю недостающую сумму по означенным работам, что удостоверил собственноручно подписью»[34].

Для строительства было заготовлено 15 кубов бутового камня, 100 тысяч кирпичей и до тысячи пудов извести[35]. Требовалось снести временную колокольню, пришедшую в ветхое состояние[36]. Сначала предполагалось пристроить небольшой придел во имя святого пророка Божьего Илии[37], но была построена просто трапезная.

27 июня 1891 года состоялась закладка колокольни и каменной трапезной[38].

«12 июля 1892 года – совершена литургия священником о. Николаем Соколовым [благочинный села Осташково, в благочиние которого входил Успенский храм – прим. автора] в сослужении священника о. Петра Дмитриевского и о. Глаголева. Молебен местночтимой иконе Успения Пресвятой Богородицы и Святителю и Чудотворцу Николаю, с водоосвящением, при пении хора певчих – учеников Трахонеевской церковно-приходской школы. Да наградит Господь Бог жертвователей, которые во время пришли на помощь бедному строящемуся храму со своими посильными средствами, каковы: московские почетные граждане: владелец кирпичных заводов П.Н. Туманов [Пётр Николаевич, купец второй гильдии, владелец крупного кирпичного завода –  прим. автора], К.В. Осипов, Е.Ф. Чижова [Евдокия Филипповна, тёща К.В. Осипова, потомственная почётная гражданка, купчиха первой  гильдии – прим. автора], А.С. Боголепов, староста С.В. Любочкин, учительница Надежда Белкина и др»[39].

Так было закончено продолжавшееся 15 лет возведение полностью каменного храмового комплекса Успения Пресвятой Богордицы. Старое деревянное здание храма, несмотря на кажущуюся ветхость, простояло ещё почти сто лет и было снесено только в начале 1970-х годов. Сам храм был закрыт в 1938 году, но в 1996 году была вновь создана община храма и началось его восстановление. 28 августа 1997 года состоялась первая служба[40], а постановлением Правительства Московской области от 15 марта 2002 года №8419 храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево отнесён к объектам культурного наследия регионального значения[41].

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево. Фото Д.Ю. Кувыркова
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево. Фото Д.Ю. Кувыркова

Отельная благодарность Наталье Алексеевне Мерзлютиной за безвозмездные консультации.


[1] ЦГА Москвы Ф.203 О.447 Д.7 Л.1-1об
[2] ЦГА Москвы Ф.203 О.452 Д.6 Л.1
[3] Московские церковные ведомости № 34 за 1892 год
[4] ЦГА Москвы Ф.203 О.447 Д.7 Л.1-1об
[5] ЦГА Москвы Ф.203 О.452 Д.6 Л.1
[6] Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 229-230
[7] https://ru.wikipedia.org/wiki/Стратилатов,_Андрей_Николаевич
[8] ЦГА Москвы Ф.54 О.134 Д.193 Л.5-6
[9] ЦГА Москвы Ф.54 О.134 Д.193 Л.5-6
[10] http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/rozhdestvenskij_bulvar_dom_14_osobnjak_rostopchinoj_pavlova/39-1-0-2199
[11] http://stapelia2784.livejournal.com/11787.html
[12] ЦГА Москвы Ф.203 О.452 Д.6 Л.1
[13] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.175
[14] ЦГА Москвы Ф.203 О.452 Д.6 Л.1об
[15] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.175-176
[16] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.172
[17] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.177
[18] ЦГА Москвы Ф.203 О.452 Д.6 Л.1
[19] ЦГА Москвы Ф.203 О.452 Д.6 Л.8-8об
[20] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[21] Московские церковные ведомости № 34 за 1892 год
[22] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12об
[23] ЦГА Москвы Ф.184, О.9, Д.581, Л.1707
[24] ЦГА Москвы, Ф.184, ОП.9, Д.581, Л.184
[25] Московские церковные ведомости № 34 за 1892 год
[26] Отчет о состоянии церковных школ Московской епархии 1889-90, Москва, 1891, Приложение, С.20
[27] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.1239 Л.20
[28] ЦГА Москвы Ф.54 О.181 Д.1239 Л.18
[29] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.1239 Л.20-23
[30] ЦГА Москвы Ф.54 О.181 Д.1239 Л.19
[31] Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 27
[32] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12-13об
[33] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[34] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12об
[35] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[36] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[37] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[38] Московские церковные ведомости № 34 за 1892 год
[39] Московские церковные ведомости № 34 за 1892 год
[40] Мочалова Н.В. Деревеньки мои дорогие: Краеведческие очерки. – Химки: ДекАРТ, 2016, С.36
[41] Мочалова Н.В. Деревеньки мои дорогие: Краеведческие очерки. – Химки: ДекАРТ, 2016, С.38

1 голос

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *