Успенский храм в Трахонеево: три проекта двух архитекторов

9809
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево. 2011 г. Фото Д.Ю. Кувыркова

Переработанный вариант статьи, подготовленной 7 июля 2016 года и опубликованной в журнале «Подмосковный летописец» в №3 за 2016 год.

Из общедоступных источников известно, что каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево (городской округ Химки) был построен к 1891 году по проекту московского архитектора Василия Фёдоровича Баранова. Однако тщательное изучение документов и планов, связанных со строительством каменного здания храма, заставило усомниться в авторстве Василия Фёдоровича, поскольку к моменту начала строительства в 1877 году Баранов ещё не получил свидетельства на проведение строительных работ, что состоялось только в 1881 году.

Так кто же явился первоначальным архитектором каменного храма? Решение этой загадки могло бы занять несколько лет, но помог Божий промысел. Настоятель Успенского храма отец Сергий Кунегин передал подборку архивных материалов, из которых стало известно имя первоначального автора проекта и роль В.Ф.Баранова в достройке каменного храма.

Предыстория

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево расположен на самом краю Химкинского городского округа, на высоком правом берегу Клязьмы. Первое известное упоминание о Трахонееве, а точнее Козодавлеве, как называлось село раньше, найдено в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева (1419 – 1499), составленной не позднее 5 февраля 1499 года: «А сел своих даю сыну своему Василью: … да ему ж даю у Москвы, на Клязме, село Козодавле, и с деревнями, со всем тем, как было за мною. Да ему ж даю у Москвы, за Клязмою, село Киево, да Глебовское, да Петровское, и с деревнями, со всем тем, как было за мною»[1]. Таким образом на сегодняшний день возраст храма Успения Пресвятой Богородицы уже перевалил полтысячи лет. Немногие церкви Химкинской земли могут гордиться столь почтенным возрастом.

После опалы князя Ивана Патрикеева село Козодавлево с окрестностями перешло в царскую казну, а в середине XVI века было пожаловано боярину Василию Юрьевичу Траханиотову, внуку Юрия Мануйловича Траханиотова, прибывшего в Московию в свите Софии Палеолог, ставшей женой Ивана III. Так Козодавлево, Успенское тож, стало центром подмосковной вотчины Траханиотовых почти на 250 лет.

Во времена Траханиотовых храм Успения Пресвятой Богородицы оставался деревянным и содержался в основном на средства владельцев вотчины по причине  малолюдности и бедности прихода. «За Иваном да за Микифором Васильевичи Троханиотовыми старое отца их вотчина: село Козодавлево на реке Клязме, а в нем церковь Успение Пречистые Богородицы, древяна, клецки» — таким было первое описание Успенского храма[2]. Термин «древяна клецки» означает, что деревянная церковь была построена клетью – простым прямоугольным срубом из бревен, так же, как строились жилища простых людей.

В 1764 – 1766 годах стараниями Николая Ивановича Траханиотова, надворного советника, при селе построили новое здание церкви из соснового бруса, рубленного «в лапу»[3].

Деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево в конце XVIII века. Реконструкция Артёма Садкова.

В 1797 году село Трахонеево было продано генерал-поручику Петру Сергеевичу Свинину и гвардии штабс-капитану Евграфу Лаврову. Вскоре бывшая вотчина Траханиотовых была разделена между наследниками Свинина и Лаврова. Свиньиным отошла соседняя деревня Ивакино, а за Лавровыми осталось Козодавлево, которое стало называться Успенское-Трахонеево.

Смена владельцев не принесла существенных изменений в жизни храма. Причт по причине бедности вынужден был обращаться за помощью к владельцам имения, вплоть до дров на отопление домов. В соседнем Ивакино в 1835 году Свиньиными была отстроена новая каменная церковь и по решению Московской Консистории храм в Трахонеево должен остаться кладбищенским, но трахонеевский причт воспротивился переселению к новому месту служения. Так ивакинская церковь не стала приходской, а старая трахонеевская ветшала от года к году.

Значительные изменения в жизни храма начались во второй половине XIX века, когда земли дворянства стали выкупаться купечеством. Большое старое поместье стало делиться между различными хозяевами, в основном купеческого сословия. Новые владельцы выкупали от единиц до сотен десятин.

Среди новых скромных владельцев земли при Успенском-Трахонеево была и Евлампия Гавриловна Шмелёва, овдовевшая купчиха, матушка будущего великого русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва. Она приобрела землю примерно в 1893 году и в тёплое время года постоянно проживала в собственном загородном доме. Жизнь на даче в Трахонеево стало для Шмелёва знаковым и, возможно, определившим его дальнейшую писательскую стезю событием. Первый, ещё юношеский рассказ «У мельницы», был навеян пребыванием Ивана Сереевича именно в Трахонеево-Успенском.

А 14 июля 1895 года в храме Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенском-Трахонеево Иван Сергеевич, будучи студентом, венчался с Ольгой Александровной Охтерлони. «Наша свадьба, с помпой, в усадьбе матери, какой фейерверк был! На заре – в Москву, на тройке, 40 верст. Как восходило солнце!» – вспоминал много лет спустя Иван Сергеевич в письме О. А. Бредиус-Субботиной 20 октября 1941 года[4].

Семья Шмелёвых, слева направо: Ольга Александровна, сын Сергей и Иван Сергеевич.
Семья Шмелёвых, слева направо: Ольга Александровна, сын Сергей и Иван Сергеевич.

Венчание Ивана Сергеевича и Ольги Александровны состоялось уже в новом каменном храме Успения Пресвятой Богородицы, рассказ о строительстве которого можно разделить на три условных этапа.

Этап 1: май 1877 – май 1880

Строительство тёплой каменной пристройки к старой деревянной церкви на месте сносимой деревянной колокольни.

В мае 1877 года на имя митрополита Московского и Коломенского Иннокентия от священноцерковнослужителей и старосты Успенского храма, что в селе Трахонеево Московской губернии и уезда, поступило прошение на возведение каменной пристройки к старой деревянной церкви, в которой предполагалось устроить тёплый храм. «Храм у нас деревянный и весь холодный. Служение в оном в зимнее время по истине бедственное. Прихожане прежде терпеливые ныне отказываются ходить к Богослужениям, отговариваясь холодом и не имением противодействующей ему теплой приличной одежды» – писали трахонеевцы в прошении. Пожаловавшись на бедность прихожан и пользуясь сложившейся на тот момент дешевизной кирпича, они также попросили разрешения Высокопреосвященства использовать накопленные средства церковной кассы в размере 900 рублей серебром в случае недостатка пожертвований[5].

3 августа того же года было получено разрешение на строительство каменной пристройки[6]. Так священник Иоанн Иоаннов Кротков, диакон Иоанн Васильев Белорастов, дьяк Егор Васильев Успенский и церковный староста, крестьянин Московского уезда Зюзинской волости деревни Битц[7] Василий Афанасьев Малинкин начали долгий и успешный путь строительства каменного храма Успения Пресвятой Богородицы[8].

Фрагмент «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Трохонееве Московской губернии и уезда» (ЦГА Москвы Ф.54 О.134 Д.193 Л.5)
Фрагмент «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Трохонееве Московской губернии и уезда» (ЦГА Москвы Ф.54 О.134 Д.193 Л.5)

Согласно плана строительства[9] нового храма, каменное здание было возведено на месте старой деревянной колокольни, которую пришлось снести. «В 1878 г. кладка стен доведена была до сводов; в 1879 г. сделан был свод, с двух сторон – парапеты, и церковь покрыта железом», — писала о первом этапе строительства учительница приходского училища Надежда Белкина[10]. Новый, квадратный в плане храм, был пристроен к деревянной трапезной старого храма[11].

Несмотря на то, что на чертеже присутствует подпись архитектора, прочесть фамилию не представилось возможным. Единственное, что можно предположить, что фамилия автора начиналась на букву С.

Автограф архитектора на плане (ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.176)
Автограф архитектора на плане (ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.176)

Этап 2: 28 июня 1881 – 1883

Строительство двух каменных приделов на месте сносимой деревянной трапезной

28 июня 1881, в очередном прошении в Московскую Консисторию на имя Епископа Дмитровского Преосвященного Амвросия Епископа, отец Иоанн Кротков и староста Василий Малинкин доложили о текущем положении дел, а именно, что к маю 1880 года каменное здание нового храма было построено, покрыто железной крышей и внутри оштукатурено. Однако, почувствовав успех в продвижении строительства храма, трахонеевцы тут же обратились к Его Преосвященству за разрешением на продолжение благого дела: «Но так как совершившаяся с Божиею помощию постройка нас особенно обременила и пока усердия на продолжение добраго дела в нас не охладело, то после некотораго отдыха от трудов по постройке мы пожелали к выстроенному нами каменному Церковному зданию приделать два алтаря на месте семиаршинной деревянной трапезы, для чего Архитектором Стратилатовым и составлен план и фасад»[12] 18 мая 1881 года[13].

Именно из этого документа становится ясным авторство первоначального проекта – им оказался московский архитектор Андрей Николаевич Стратилатов[14].

Стратилатов Андрей Николаевич (1841 – 06. 03. 1892) – русский архитектор, автор жилых и церковных зданий в Москве.
В 1864 году окончил МДАУ (Московское дворцовое архитектурное училище) со званием архитекторского помощника. После его окончания состоял при Московской дворцовой конторе. В 1867–73 – чертежник, затем сверхштатный техник Строительного отделения Московского губернского правления.
Похоронен в Алексеевском монастыре (?)[15].

Работы в Москве[16]:
Служебные постройки во владении А. Г. Товаровой — Н. Ф. фон Мекк (1869, Москва, Малый Кисельный переулок, 6, стр. 2, 3);
Казанское архиерейское подворье (1870, Москва, Ветошный переулок, 11), объект культурного наследия регионального значения;
Доходное владение Товарищества Невской Ниточной Мануфактуры — Доходный дом К. Ф. Цыганова (1871, Москва, Большой Златоустинский переулок, 1), объект культурного наследия регионального значения;
Торговое подворье Мещаниновых — И. Е. Гаврилова — Бубновых («Мещаниново подворье») (1871—1884, Москва, Ветошный переулок, 13-15), объект культурного наследия регионального значения;
Доходный дом купцов Куприяновых (1873, Москва, Ветошный переулок, 7), ценный градоформирующий объект;
Жилой дом — доходное владение Фроловых (1873, Москва, Малый Златоустинский переулок, 10, стр. 1), ценный градоформирующий объект;
Колокольня храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском (1877, Москва, Крылатские холмы, 14);
Городская усадьба М. П. Калычева — Доходное владение М. В. и В. В. Залогиных (1870-е, Москва, Лубянский проезд, 5, стр. 1), ценный градоформирующий объект;
Доходный дом храма Косьмы и Дамиана с магазинами и церковной библиотекой (1890-е, Москва, Старопанский переулок, 4);
Ограда дома (?, Москва, Александра Солженицына, 6).

Авторство Стратилатова также подтверждается цитированием архитектором фрагментов собственного архитектурного приёма, применённого в его более ранних постройках – сдвоенные оконные проёмы под единой полукруглой аркой, что носит черты готики. Похожее оформление он использовал в доме графини Е.П. Ростопчиной (Москва, Рождественский бульвар, д. 14), построенного в начале XIX века и реконструированного архитектором к 1870 году[17], а также доходного дома купца К.Ф. Цыганова (Москва, Большой Златоустьинский переулок, д.1с1), построенного им после 1871 года[18].

Дом графини Е.П. Ростопчиной (Москва, Рождественский бульвар, д. 14). Реконструкция архитектора В.Ф, Стратилатова, 1870 год.
Дом графини Е.П. Ростопчиной (Москва, Рождественский бульвар, д. 14). Реконструкция архитектора В.Ф, Стратилатова, 1870 год.
Доходный дом купца К.Ф. Цыганова (Москва, Большой Златоустьинский переулок, д.1с1), архитектор В.Ф. Стратилатов, после 1871 года (Фото http://stapelia2784.livejournal.com/11787.html). Врезка – фрагмент чертежа ЦГА Москвы Ф.54 Оп.181 Д.1239 Л.21
Доходный дом купца К.Ф. Цыганова (Москва, Большой Златоустьинский переулок, д.1с1), архитектор В.Ф. Стратилатов, после 1871 года (Фото http://stapelia2784.livejournal.com/11787.html). Врезка – фрагмент чертежа ЦГА Москвы Ф.54 Оп.181 Д.1239 Л.21

Успенский храм возводился в эпоху господства эклектики или историзма в русской архитектуре, когда зодчие использовали в своих произведениях «цитаты» из разных эпох. В данном случае Стратилатов работал в византийском стиле, популярном в церковной архитектуре со времен возведения архитектором Тоном Храма Христа Спасителя вплоть до начала 1890 годов, когда на арену вышел модерн или неорусский стиль. Византийский стиль в русской церковной архитектуре подчеркивал преемственность русских духовных традиций от Византии. И он был популярен не только в России, но и в европейских странах, только немного раньше.

Если со здания храма мысленно убрать декор, угловые декоративные барабаны и купола, то проявляются пропорции классических церквей Владимирской и Киевской Руси домонгольского периода, что вполне указывает на то, что архитектор проекта был большой знаток и любитель именно тех церквей – Покрова на Нерли, Дмитриевского собора во Владимире и Параскевы Пятницы в Чернигове.

Вернёмся к Успенскому храму.

Вместо ветхой деревянной трапезной предлагалось возвести в левой части пристройки придел во имя Успения Пресвятой Богородицы, в правой – во имя Святителя и Чудотворца Николая [19], поскольку выстроенный придел имел всего лишь 16 квадратных аршин площади[20] .

Уже 28 августа 1881 года утверждённый Московской Консисторией новый комплект чертежей[21] А.Н. Стратилатова поступил на согласование в Строительное Отделение Московского Губернского Правления[22], где был также вскоре утверждён со стандартной для тех времён формулировкой: «Строительное Отделение нашло этот проект составленным правильно и исполнение согласно онаго работ в техническом отношении может быть допущено, с тем только что бы работы были произведены с соблюдением установленных законом правил и под надзором техника имеющаго на то право»[23].

В связи с тем, что часть старой деревянной церкви подлежала сносу, а возраст её оценивался отцом Иоанном Кротковым и старостой В.А.Малинкиным примерно в 200 лет[24], древняя постройка заинтересовала Императорское Московское Археологическое Общество и 18 октября 1881 года оно попросило Московскую Консисторию в отношении старого Успенского храма «сделать распоряжение о доставлении более подробных чертежей фасадов означенной церкви и предположенной к сломке трапезы, с нанесением на фасады всех архитектурных деталей и украшений, дабы Общество имело возможность по самому архитектурному стилю этой церкви определить, хотя приблизительно, время ея построения и затем решить вопрос сломки трапезы»[25].

Фрагмент «План фасад и разрез Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Трохонееве Московской губернии и уезда с показанием предполагаемой каменной пристройки для Олтарей» (ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.176)
Фрагмент «План фасад и разрез Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Трохонееве Московской губернии и уезда с показанием предполагаемой каменной пристройки для Олтарей» (ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.176)

К 1883 году очередной этап строительства каменной церкви был успешно завершён[26].

В 1882 году уже были сделаны алтари и покрыты железом, а в 1883 году храм был отштукатурен, сделан мозаичный пол, выстроены три печи и вставлены окна. Московский потомственный почетный гражданин Николай Александрович Крестовников пожертвовал трехъярусный иконостас искусственного мрамора белого цвета со всеми новыми иконами (кроме местной иконы Успения Пресвятой Богородицы), писанными на досках, по чеканному золоченному фону художником Рыбаковым. Все иконы были поставлены за стеклами, кроме икон в царских вратах, весь храм окрашен масляными красками, а в куполе сделана живопись[27]. Общая сумма его жертвований достигла 7000 рублей[28]. В том же 1883 году, с благословения преосвященного Алексия, бывшего Епископа Дмитровского, Викария Московского, был освящён правый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая[29].

Интерес Н.А. Крестовникова к небольшой и небогатой церкви представляется двумя причинами. Первая – отец Николая Александровича управлял семейной фабрикой в Полянах, что была расположена в пяти верстах от Трахонеева по Рогачёвской дороге по направлению от Москвы. Потому по дороге в Москву Н.А. Крестовников мог обратить внимание на отстраивающееся в камне новое здание церкви и предложить помощь в постройке. Вторая – муж родной сестры Крестовникова, Александры Александровны, Александр Васильевич Лепёшкин в течение нескольких лет, как минимум с 1880 года[30], по частям выкупал земли села Покровское-Ивакино, находящегося в непосредственной близости от Успенского-Трахонеева и состоявшего в приходе Успенской церкви. Закончив выкуп в 1885 году, он продал всё имение целиком своей жене[31], Александре Александровне Лепёшкиной, в девичестве Крестовниковой. Возможно, что неженатый и бездетный Николай Александрович знал о планах Лепёшкина передать землю Александре Александровне и хотел сделать сестре и её детям доброе и богоугодное дело.

В 1888 году отец Иоанн Кротков был переведён в Павловский Посад. На его место был поставлен священник Виктор Алексеевич Глаголев, прослуживший в Успенском храме более 20 лет. К этому же году стараниями о.Виктора и нового старосты, пришедшего после усопшего Малинкина[32] московского мещанина Сергея Васильевича Любочкина на храме были установлены 5 глав, крыша окрашена медянкой и храм внутри промыт[33].

В 1889 году был освящен левый придел во имя Успения Пресвятой Богородицы и 4 октября[34] по ходатайству о. Виктора Глаголева открыта церковно-приходская школа на 80 человек[35], выстроенная и поддерживаемая на средства потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии, банкира Константина Викторовича Осипова, владевшим к этому моменту большим поместьем у села Трахонеево.

Этап 3: осень 1890 – 12 июля 1892

Строительство придельного храма (трапезной) и каменной колокольни взамен временной деревянной колокольни.

Отец Виктор Глаголев и староста Сергей Любочкин продолжили дело достройки храма, обратившись за соответствующим разрешением в Консисторию в 1891 году, тем самым начав последний, третий этап возведения каменного храма Успения Пресвятой Богородицы. 22 февраля 1891 года Московская Консистория отправила в Строительное Отделение Московского Губернского Правления очередное письмо о согласовании нового проекта, начатого ещё 9 сентября 1890 года[36], на этот раз «на стройку каменной колокольни и придельнаго храма»[37] и выполненного уже другим архитектором, Василием Фёдоровичем Барановым[38]. Уже 9 марта согласованный проект был возвращён в Консисторию[39].

Баранов Василий Фёдорович (1850 — 16. 12. 1895) – русский архитектор, личный почётный гражданин. В 1881 получил свидетельство Техническо-строительного комитета МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. В 1886 открыл собственное строительное бюро. Выстроил и перестроил около 100 домов, в том числе доходный дом по Последнему пер., 3 (ок. 1890, во дворе), перестроил ц. Зосимы и Савватия в Гольянове (1889, Байкальская ул., 35). В Подмосковье пристроил придел храма села Трахонеево Московского уезда (1890). Похоронен на Пятницком кладбище[40].

Почему архитектора Стратилатова заменил архитектор Баранов – остаётся неизвестным. Можно лишь предположить: либо в это время Стратилатов был занят исполнением других заказов, либо плохо себя чувствовал, поскольку чуть более чем через год, 6 марта 1892 года, в возрасте 51 года Андрей Николаевич скончался. В свою очередь Василий Фёдорович Баранов выполнил проект «придельного храма», то есть трапезной, и первого яруса колокольни в точном соответствии с архитектурным стилем Стратилатова, использовав такие же сдвоенные узкие окна и декоративное оформление. Но второй и третий ярусы колокольни были выполнены по собственному проекту Баранова, в более строгом, «римском» исполнении, что заметно даже человеку, слабо знакомому с архитектурными дисциплинами. Оформление первого этажа в едином «стратилатовском» стиле позволило визуально не «развалить» общую композицию здания храма. Строгость и торжественность оконных проёмов верхних этажей колокольни добавляет ей стройности и высоты.

Реконструкция чертежа «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тархонееве Московской Губернии и уезда с показанием предполагаемой пристройки трапезной и колокольни» (ЦГА Москвы Ф.54 О.181 Д.1239 Л.21)
Реконструкция чертежа «Фасад Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Тархонееве Московской Губернии и уезда с показанием предполагаемой пристройки трапезной и колокольни» (ЦГА Москвы Ф.54 О.181 Д.1239 Л.21)

8 апреля 1891 года в Московской Консистории состоялось слушание дела «О построении каменной колокольни и придельнаго храма при Успенской, села Трахонеева, церкви, Московскаго уезда»[41], на котором строительство было дозволено.

Несмотря на то, что приход храма был беден и состоял всего из 326 душ[42], финансовую сторону прогарантировали упоминаемые Н.А. Крестовников: «ныне выразил желание, что бы постройки церкви были докончены» и С.В. Любочкин: «лично от себя жертвует всю недостающую сумму по означенным работам, что удостоверил собственноручно подписью»[43].

Для строительства было заготовлено 15 кубов бутового камня, 100 тысяч кирпичей и до тысячи пудов извести[44]. Требовалось снести временную колокольню, пришедшую в ветхое состояние[45]. Сначала предполагалось пристроить небольшой придел во имя святого пророка Божьего Илии[46], но была построена просто трапезная.

27 июня 1891 года состоялась закладка колокольни и каменной трапезной, к октябрю того же года окончена кладка трапезы, которая покрыта железом, и выстроен первый ярус колокольни. Окончательная постройка колокольни и покрытие её железом состоялось уже в 1892 году[47].

«12-го июля сего 1892 года совершена была литургия соборне местным благочинным села Осташкова священником о. Николаем Cоколовым в сослужении духовника села Троицкого Шереметева священника о. Петра Дмитриевского и местного священника о. Глаголева. После литургии был совершен молебен местно чтимой иконе Нерукотворенного Спаса и храмовым: Успению Пресвятыя Богородицы и Святителю и Чудотворцу Николаю с водоосвящением, при пении хора певчих — учеников Трахонеевской церковно-приходской школы. По окончании водоосвящения, было провозглашено многолетие служащим о. диаконом  села Троицкого Шереметева П. Соболевым Его Императорскому Величеству Государю Императору, Государыне Императрице, Государю Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Владыке-митрополиту Московскому и Коломенскому Леонтию с богоспасаемой его паствой, настоятелю храма о. Глаголеву и ктитору (потрудившимся при построении храма), а так же благотворителям и украсителям св. храма и всем православным христианам. После сего совершено было поставление креста на колокольню и поднятие колоколов. Да наградит Господь Бог и жертвователей, которые во время пришли на помощь бедному строящемуся храму со своими посильными средствами, каковы: московские потомственные граждане, владелец кирпичных заводов, Петр Николаевич Туманов [купец 2-й гильдии, владелец крупного кирпичного завода в районе села Никольского (ныне район метро «Речной Вокзал») –  прим. автора], Константин Викторович Осипов [купец 1-й гильдии, соучредитель банкирской конторы «К.Осипов и Ко» –  прим. автора], Евдокия Филипповна Чижова [тёща К.В. Осипова, потомственная почётная гражданка, купчиха 1-й  гильдии – прим. автора], церковный староста Сергей Васильевич Любочкин, Алексей Семенович Боголепов [статский советник – прим. автора] и др»[48].

Так было завершено продолжавшееся 15 лет возведение полностью каменного храмового комплекса Успения Пресвятой Богордицы. Старое деревянное здание церкви, несмотря на кажущуюся ветхость, простояло ещё почти сто лет и было снесено только в начале 1970-х годов.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево. 1950-е годы. На фото хорошо видно старое деревянное здание храма. Архив храма Успения Пресвятой Богородицы.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево. 1950-е годы. На фото хорошо видно старое деревянное здание храма. Архив храма Успения Пресвятой Богородицы.

Служение в храме было прекращено в 1938 году, а само здание долгие годы  использовалось в качестве литейной мастерской комбината художественных работ г.Химки, что нанесло чудовищный вред интерьеру и экстерьеру храма.

Но в 1996 году была вновь создана община храма и началось его восстановление. 28 августа 1997 года состоялась первая служба[49], а постановлением Правительства Московской области от 15 марта 2002 года №8419 храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Трахонеево отнесён к объектам культурного наследия регионального значения[50].


Автор выражает благодарность иерею Сергию Кунегину, настоятелю Храма Успения Пресвятой Богородицы в Трахонеево, за представленные материалы, а также Наталье Алексеевне Мерзлютиной и Сергею Михайловичу Побежимову за оказанные консультации по части архитектуры.


[1] Бахрушин С.В. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Москва-Ленинград, Издательство Академии наук СССР, 1950, С.345
[2] Писцовыя книги Московскаго государства / под ред. действительнаго члена Н. В. Калачова. Отделение 1. — Санкт-Петербург : издание Императорскаго русскаго географическаго о-ва. – 1872, С.186
[3] Электронный ресурс «Московская епархия Русской Православной Церкви» http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=913
[4] 2003 И.С.Шмелёв и О.А.Бредиус-Субботина: Роман в письмах: В 2 т. Т. 1, стр.178
[5] ЦГА Москвы Ф.203 Оп.447 Д.7 Л.1-1об
[6] ЦГА Москвы Ф.203 Оп.452 Д.6 Л.1
[7] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 441 – Корреспонденция
[8] ЦГА Москвы Ф.203 Оп.447 Д.7 Л.1-1об
[9] ЦГА Москвы Ф.54 О.134 Д.193 Л.5-6
[10] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 441 – Корреспонденция.
[11] ЦГА Москвы Ф.54 О.134 Д.193 Л.5-6
[12] ЦГА Москвы Ф.203 Оп.452 Д.6 Л.1
[13] ЦГА Москвы Ф.54 Оп.138 Д.6 Л.175
[14] ЦГА Москвы Ф.203 Оп.452 Д.6 Л.1
[15] Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 229-230
[16] Электронный ресурс «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Стратилатов,_Андрей_Николаевич
[17] Электронный ресурс «Достопримечательности Москвы» http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/rozhdestvenskij_bulvar_dom_14_osobnjak_rostopchinoj_pavlova/39-1-0-2199
[18] Электронный ресурс «Прогулки по Москве» http://stapelia2784.livejournal.com/11787.html
[19] ЦГА Москвы Ф.203 Оп.452 Д.6 Л.1об
[20] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 441. – Корреспонденция.
[21] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.175-176
[22] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.172
[23] ЦГА Москвы Ф.54 О.138 Д.6 Л.177
[24] ЦГА Москвы Ф.203 О.452 Д.6 Л.1
[25] ЦГА Москвы Ф.203 О.452 Д.6 Л.8-8об
[26] ЦГА Москвы Ф.203 Оп.464 Д.14 Л.12
[27] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 441-442. – Корреспонденция.
[28] ЦГА Москвы Ф.203 Оп.464 Д.14 Л.12об
[29] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 442. – Корреспонденция.
[30] ЦГА Москвы Ф.184, Оп.9, Д.581, Л.1707
[31] ЦГА Москвы, Ф.184, Оп.9, Д.581, Л.184
[32] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 442. – Корреспонденция.
[33] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 442. – Корреспонденция.
[34] Отчет о состоянии церковных школ Московской епархии 1889-90, Москва, 1891, Приложение, С.20
[35] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 442. – Корреспонденция.
[36] ЦГА Москвы Ф.54 Оп.138 Д.1239 Л.20
[37] ЦГА Москвы Ф.54 Оп.181 Д.1239 Л.18
[38] ЦГА Москвы Ф.54 Оп.138 Д.1239 Л.20-23
[39] ЦГА Москвы Ф.54 Оп.181 Д.1239 Л.19
[40] Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 27
[41] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12-13об
[42] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[43] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12об
[44] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[45] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[46] ЦГА Москвы Ф.203 О.464 Д.14 Л.12
[47] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 442. – Корреспонденция.
[48] Белкина, Н. Из села Трахонеева, Московского уезда. Построение и освящение храма / Надежда Белкина // Московские церковные ведомости. – Москва, 1892. — 23 авг. (№ 34). – С. 442. – Корреспонденция.
[49] Мочалова Н.В. Деревеньки мои дорогие: Краеведческие очерки. – Химки: ДекАРТ, 2016, С.36
[50] Мочалова Н.В. Деревеньки мои дорогие: Краеведческие очерки. – Химки: ДекАРТ, 2016, С.38

 

1 голос