Церкви Киреево, Бусиново и Гнилуш в 1916 году

127

Недавно химкинские краеведы обнаружили на сайте sobory.ru редчайшие фотографии давно несуществующей церкви Сергия Радонежского в уже несуществующем селе Киреево, похороненном под развязкой МКАД — скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург. На сегодняшний день это единственные известные изображения храма.

Пётр Петрович Покрышкин
Пётр Петрович Покрышкин

В источнике фотографий были указаны «Известия Императорской Археологической Комиссии». Порывшись в 99 книгах «Известий…», в томе под номером 66 нашлось небольшое описание храма в Киреево, а также в Бусиново и в Гнилушах, сделанное Петром Петровичем Покрышкиным, русским архитектором, реставратором, преподавателем, протоиереем Русской православной церкви, 17 мая 1916 года.

Интереснейший материал для заинтересованных людей.

Известия Императорской Археологической Комиссии. Выпуск 66-й. Петроград, Девятая Государственная типография, 1918. Стр.136-138:

Приложения к протоколам.

3. Московского у., с.Киреево. Церковь во имя преп. Сергия Радонежского чудотворца, 1714 г.

(Рапорт П.П.Покрышкина от 17 мая 1916 г.)

Ремонтом 1855 года придан церкви новый вид, впрочем, очень изящный: все детали пройдены штукатурными тягами, украшены тонкою лепкою, совершенно сходною с украшениями церкви св. Параскевы «Пятницы» в Охотном ряду. Главный восьмерик по углам и наличники окон и дверей украшены колонками, как делалось в эпоху Петра Великого, и в общем первоначальная архитектура сохранилась. Колокольня пристроена в 1855 году, тогда же подведен новый фундамент. Церковь совершенно прочна и может быть ремонтирована с небольшими затратами. Имеющиеся в западной стене главного четверика и в восьмерике над ним и в перемычке северной двери косые трещины не опасны: их следует заполнить хорошим известковым раствором. Прочий ремонт будет обыкновенный: необходимо вычинить капитально крыши и цоколь, отвести воду от церкви устройством хороших стоков, исправить наружную штукатурку; последнюю работу можно ограничить закреплением краев сохранившихся кусков штукатурки и общею побелкою известью, без примеси красящих веществ, ибо после побелки выпадки станут незаметными, технической же нужды в штукатурке нет. Надглавный крест первоначален. Иконостас в церкви посредственного художественного значения, недурны колонки первого яруса, относящегося к середине XIX в. Стены только окрашены и обведены орнаментированными рамами. Пол хороший, белокаменный. В церкви ныне прибрано, чисто, она производит очень хорошее впечатление, располагает к молитве. Действительно, очень жаль, что в ней не совершаются богослужения, притом не понятно, почему. На хорах я видел два деревянных подсвечника барочного стиля середины XVIII в. и разобранное медное паникадильце начала XVIII в.; если их привести в порядок, то они будут служить украшением церкви, в которой вообще мало древностей. Некоторые из древностей перенесены в церковь с. Бусинова и должны быть возвращены в первоначальное место.

Ввиду сего я считаю долгом перечислить виденное мною в Бусиновской церкви. В притворе под колокольнею хранятся прекрасный образ Спасителя, южнорусского перевода, в глухом чеканном окладе начала XVIII в., около 1 а. 4 в. высотою и икона Новозаветной Троицы фряжского письма, в раме конца XVIII в. В главном иконостасе, недурном по столярству, 1860-х годов, иконы верхних ярусов переписаны, но по переводу относятся к началу XVIII в., некоторые издали кажутся позднее. Очень недурен апостольский ярус, кажущийся относящимся к XVIII веку. Местные иконы в оплечных окладах, но приведены в «Палеховский» вид начала XIX в. Боковые двери главного иконостаса – фряжского письма начала XVIII в., на них изображены св. Аарон и св. Захария их фоны перекрашены. Имеются две иконы акафистов Спасителю и Божией Матери прекрасной миниатюрной работы 1844 г., в чеканных окладах; они осыпаются сильно, требуют закрепления. Запрестольные крест и икона старой формы в новых глухих окладах. Молченская икона Божией Матери по впечатлению красива, но в новом, наподобие шитого, окладе. Икона праздников хорошего фряжского письма нач. XIX в. За правым клиросом несколько малых икон, писанных «под XVII в.», в чеканных окладах. В алтаре две шитые картины, изображающие Моисея, источающего воду из камня, работа середины XIX в. На аналогиях я видел нательные кресты XVIII в.

Попутно я осмотрел деревянную Георгиевскую церковь XVIII в. в с.Гнилуши-Старбеевой, Московского у. Церковь обшита тесом, по три доски в русте, поэтому кажется, что доски колоссальной толщины. Что производит недурное и очень оригинальное впечатление. Иконостас прост, относится к XVIII-XIX в., иконы в нем начала XIX в., недурного письма, в глухих, современных им окладах. Храмовая икона Георгия Победоносца, кажется XVII в., в глухом окладе. В алтаре две иконы XVII в.: Спасителя и Божией матери, обе в рост; икона Знамения Божией Матери хорошего письма в чеканном окладе начала XVIII в., но венчик новый. Паникадильце относится к XVII- XVIII в.в., дарохранительница начала XIX в. Храмозданный крест 1784 г. с летописью об освящении алтаря в церкви св. великомученика Георгия в 1677 г. ноября 10. Престол необычно высок, до 2 арш.


 

Архитектор Алексей Карпов постарался восстановить по найденным фотографиям план храма в Киреево, сопроводив комментарием: «Смотришь на план и не оставляет впечатление, что задумывалось и строилось это, как усыпальница»

План храма в Киреево. Реконструкция арх. Алексея Карпова.
План храма в Киреево. Реконструкция арх. Алексея Карпова.

 

0 голосов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *