Архиепископ Никон из села Чашниково

6031

Вчера ночью занимался просеиванием информации в электронной системе библиотеки имени Ленина на тему своего многолетнего увлечения — села Успенского, Трахонеево тож. И в одной книге обнаружил поучительный рассказ о причетнике-пьянице из села Трахонеево, речь о котором будет как нибудь в другой раз. Автор рассказа уточнил, что действие разворачивалось «близ моей родины, в Московском уезде». Естественным желанием стало выяснить побольше об авторе этой книги. Им оказался Никон (в миру Рождественский Николай Иванович), архиепископ Вологодский и Тотемский (4.04.1851—30.12.1918[2.01.1919]) весьма примечательная личность Русской православной церкви.

Мои дневники / архиеп. Никон. — Сергиев Посад : Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1914-. — 26 см. — ((Из «Троицкого Слова», …)). Вып. 5: Вып. 5. 1914. — 1914 (обл. 1915). — 195, [1] с. C.103

Следующим шагом удовлетворения любопытства стал поиск места рождения архиепископа Никона, тем более, что оно должно было находится недалеко от центра моих интересов, села Трахонеево. И во множестве источников, начиная с Википедии и заканчивая православными сайтами, обнаружилась увы, неверная информация: местом рождения архиепископа Никона было указано село Чашниково, но почему-то Верейского уезда.

Возможно, что в Верейском уезде и есть село Чашниково, название не редкое, но около села Трахонеево Московского уезда, менее чем в 5-ти верстах на северо-запад тоже есть село Чашниково, причём тоже Московского уезда. Потому и необходимо сделать вывод, что местом рождения архиепископа Никона следует считать не далёкое от Трахонеево верейское Чашниково, а ближнее, Московского уезда.

Небольшой фрагмент статьи Александра Стрижева в журнале «Благодатный огонь»(№5/2000) о ранних годах архиепископа Никона, проведённых в Чашниково:

В Подмосковье есть село Чашниково — совсем, можно сказать, неизвестное село. Оно памятно разве тем, что в нем 4 апреля 1851 года в семье дьячка родился будущий архиепископ Никон. Семья у дьячка была многодетной — двадцать два ребенка!
В миру архиепископ Никон был Николаем Ивановичем Рождественским. Его отец, Иван Андреевич, скромный сельский дьячок, ничем особенным не выделялся на фоне тогдашней жизни. Мать, Ольга Ивановна, была, как говорил впоследствии сам владыка, «Христова крестоносица» — она несла большой и тяжелый крест по воспитанию огромного числа своих детей. Жила семья в чрезвычайно бедных, стесненных условиях, так что можно представить тот груз забот, который лежал на плечах этой сельской женщины.
Вот как впоследствии сам будущий владыка описывал свое детство:
«С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель — дьячок — топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились ангелы Божии. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе, — все говорило детскому сердцу: это — не простое место, это — храм Божий…»
Николай Рождественский от природы был хилым мальчиком, к тому же в пятилетнем возрасте он ослеп на один глаз. И вот такой полукалека сумел развернуться в гиганта. Великие способности у него определились как-то сразу. К восьмилетнему возрасту он уже три раза прочел славянскую Библию. Представьте, одноглазый мальчик сподобился прочесть огромную книгу, прочесть три раза на церковнославянском языке! Помимо этой книги, он прочел еще несколько томов Четьих-Миней, прочел и другие основные великие православные церковные творения. Так что, видно, в нем таились необыкновенное трудолюбие и рвение к слову истины, которыми он обладал до самой своей смерти.
После окончания сельской церковноприходской школы Николай поступил в Московское духовное училище, где считался тоже первым учеником. При его блестящих способностях и необыкновенных знаниях он сильно выделялся среди других питомцев.

Сами же чашниковцы прекрасно помнят о своём знаменитом земляке, который приложил немало сил для обновления Троицкого храма и создания церковно-приходской школы:

Усилиями настоятеля Троицкой церкви о. Иоанна (Соколова) и при содействии архимандрита Никона в церкви было устроено духовое отопление. В 1895 году на церковном дворе, к западу от храма, была построена по проекту Александра Афанасьевича Латкова, известного архитектора из Троице-Сергиевой Лавры, шатровая кирпичная колокольня в псевдорусском стиле, а для колокольни — отлит большой колокол. В 1895 году, после ремонта, этот храм был освящен архимандритом Никоном.

Троицкая церковь в селе Чашниково в начале XX века. Фото Фёдора Фёдоровича Барта.
Троицкая церковь в селе Чашниково в начале XX века. Фото Фёдора Фёдоровича Барта.


Внимание архимандрита Никона, который в 1913 году стал архиепископом, к Чашникову объясняется тем, что в этом селе он родился, и здесь прошло его детство.
Благодаря архимандриту Никону, в селе Чашниково в 1898 году появилась первая в Московском уезде двухклассная церковно-приходская школа имени императора Александра III. До этого времени школы здесь не было, и ученики посещали земские училища в деревнях Исаково и Пучки.
В конце 1897 года владелец Чашниково Андрей Денисов пожертвовал под строительство школы земельный участок к северо-востоку от церкви у впадения в реку Альбу ручья, протекавшего через все село (вероятно, именно здесь до середины XIX века стояли постройки усадьбы Нарышкиных). На строительство школы были выделены деньги Училищным советом при Святейшем Синоде, крупную сумму внес и сам архимандрит Никон.

Среди всех двухклассных церковно-приходских школ Московской губернии школа в Чашниково, находящаяся под попечительством архимандрита Никона, считалась лучшей. Был создан школьный хор, певший в Троицкой церкви при богослужениях. В здании школы проводились воскресные чтения для жителей села, пользовавшиеся большой популярностью.

1 голос