Тарелки Речного вокзала — аверс

11830

А вы когда нибудь их разглядывали?

DSCF6178

Речной вокзал (он же Химкинский речной вокзал, он же Северный речной вокзал) был построен в 1937 году по проекту архитектора Алексея Михайловича Рухлядева (1882-1946) и его многолетнего соавтора Владимира Фёдоровича Кринского (1890-1971). Несмотря на то, что Алексей Михалович успешно построил и другие объекты, от наземного вестибюля станции метро «Комсомольская-радиальная» до памятника Христофору Колумбу на острове Сан-Доминго, Речной вокзал оказался самым ярким, самым запоминающимся проектом.

Успех проекта Рухлядева также обязан и небольшим, но важным художественным деталям, в том числе и 24-м фарфоровым медальонам, закреплённым на западном (выходящем на Химкинское водохранилище) и восточном (выходящем на парк и Ленинградское шоссе) порталах.
Созданием фарфоровых медальонов (а в просторечии тарелок) занималась скульптор-керамист Наталья Яковлевна Данько-Алексеенко (1892-1942). Получив классическое художественное образование, она ещё до революции 1917 года занималась скульптурным украшением зданий, построенных преимущественно в Санкт-Петербурге. Из известных работ, выполненных после революции, стала серия фигурок, до сих пор украшающая станцию метро «Театральная»:

Данько-Алексеевская Театральная - 1 Данько-Алексеевская Театральная - 2 Данько-Алексеевская Театральная - 3Во время войны Наталья Яковлевна оказалась в блокадном Ленинграде. В феврале 1942 года она с сестрой и матерью эвакуировалалсь в Ирбит (Свердловская область). По пути от истощения умерли мать и сестра. Сама же Наталья Яковлевна добралась до Ирбита, но вскоре, в марте 1942 года, тоже умерла.

Мой коллега по проекту Moskva-Volga.Ru с ником Crazy Hamster этим летом как раз сфотографировал все «тарелки» западного портала. Результатами его труда я незамедлительно воспользовался. Фотографировал он на Fuji Х-Е1 с объективом 55-200.

Первый медальон — танк довольно оригинальной конструкции. Если внимательно присмотреться, то можно разлядеть вторую башню.

DSCF6163

Двубашенные танки разрабатывались в СССР в 1930-х годах и носили наименования Т-35, КВ-5, Т-100, СМК и другие. По мнению специалистов на медальоне изображён Т-26, двубашенный пулемётный вариант, с характерной передней звёздочкой. Именно пулемётный, потому что тонкие пулемётные стволы прорисовать было сложно, к тому же Наталья Яковлевна не ставила задачей изобразить объекты с документальной точностью:

Т-26-2б

Следующий объект идентифицируется гораздо проще. На нём даже написано «И.Сталин». Это легендарный паровоз серии ИС20 («Иосиф Сталин»). С небольшими модификациями его выпускали с 1932 по 1942 год и было сделано 649 единиц.

DSCF6165

В жизни паровоз ИС20 выглядел несколько иначе:

Steam_locomotive_IS20-317

И даже выпускался на марке:

Марка Иосиф Сталин

Что изображено на следующем медальоне сказать затруднительно. Очень похоже на доменную печь металлургического комбината:

DSCF6164

Героями первых пятилеток были два металлургических завода: Магнитогорский и Кузнецкий. Оба очень большие, значимые и запущенные в эксплуатацию примерно в одно время. Нашлось фото, сильно напоминающее изображение на медальоне. Это доменный цех Кузнецкого металлургического завода (1934 год):

Кузнецкий металлургический завод. Доменный цех. 1934

На следующем медальоне абстрактный усреднённый дирижабль, один из десяти с небольшим аппаратов, выпущенных к тому времени в Долгопрудном на Дирижаблестое. И хотя каждый из них был уникален, художественная интерпретация Данько стёрла все отличительные детали:

DSCF6166

Однако пейзаж, среди которого летит могучий аппарат лично мне напоминает карельский. Сосны, скалы, озеро, вдали заснеженные горы — наверно Хибины… И тут начинает попахивать мистикой. Дело в том, что дирижабли и Карелию связывает единственный аппарат — В-6 «Осоавиахим»:

В-6

Связывает печально — невдалеке от Кандалакши, что чуть севернее Карелии, В-6, самый большой советский дирижабль тех времён, разбился, врезавшись в тумане в склон Небло-горы. Большая часть экипажа погибла. А летели они спасать экипаж арктической экпедиции «Северный Полюс — 1».
В чём же мистика? В том, что В-6 разбился в феврале 1938 года, спустя почти год после постройки Речного вокзала.
Фото места гибели дирижабля и памятного знака, 1988 год:

В-6 памятный знак

Нашёл у своих друзей вот такое замечательное фото в тему — дирижабль В-8 над Речным вокзалом, без всякой мистики, примерно 1938 год:

В-6 над Речным вокзалом

Со следующим медальоном не возникает никаких проблем. Вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, арка в набережной на уровне воды (интересно, а почему её так выделили?) — впадение реки Неглинки в Москву:

DSCF6168

В реалиях недавнего прошлого это место выглядело вот так:

Вид на Кремль

Здесь тоже легко узнаваемое здание. О котором много говорили, писали, начинали строить, но так и не построили. Проект, который никогда не был осуществлён в жизни — Дворец Советов архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891-1976):

DSCF6169

Вот так выглядела бы Москва, если Дворец Советов всё-таки был посторен:

Дворец Советов мистификация

Подробнее об объекте лучше почитать у masterok в статье «История Дворца Советов в Москве«, откуда я и позаимствовал фотоколлаж.

Вестибюль станции метро Киевская (радиальная):

DSCF6170

Московское метро — одна из самых важных и значимых строек сталинской эпохи. К проектированию и строительству относились очень серьёзно и тщательно. Проект Киевской-радиальной был выполнен архитектором Дмитрием Николаевичем Чечулиным (1901-1981), автором множества зданий в Москве — гостиниц «Пекин» и  «Россия» (снесена), Дома Советов РСРСР (ныне Белый Дом) и многих других. Поучаствовал он и в конкурсе на проект уже упоминавшегося Дворца Советов, но проиграл вот с таким проектом:

Дворец Советов

Однако с метро Чечулину повезло больше и по его проекту была построена Киевская-радиальная:

Киевская-кольцевая проект

Так станция метро выглядит в наши дни:

Киевская-кольцевая

Ленин — наше всё. Мавзолей и Кремль. И немного авиации:

DSCF6171

Вид примерно с того же ракурса, из здания Исторического музея (бывшего музея Ленина), примерно 1934 год. Обратите внимание, на Спасской башне ещё установлен двуглавый орёл:

Красная площадь

На следующем медальоне изображён стратостат. Почему изображён именно этот тип воздухоплавательных аппаратов — не очень понятно. В принципе они бесполезны. Наверно на них возлагались большие надежды по исследованию «дальней» атмосферы. Или с их помощью можно было устанавливать рекорды поднятия на высоту, доказывая всему миру, что мы лучшие…

DSCF6172

Что за модель стратостата изображена — даже представить не могу, хотя к 1937 году их было построено всего штук пять. И участь большинства из них была весьма печальна.
Пример судьбы стратостата Осоавиахим-1. Совершил первый и одновременно последний полёт зимой 1934 года. Был поставлен рекорд высоты — 22000 метра над уровнем земли. За рекорд заплатили жизнью все три члена экипажа: командир Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.

Осоавиахим марка

Хоронил прах стратонавтов лично Сталин:

STRATO15

Тоже легко узнаваемый объект — Театр Советской армии архитекторов К. Алабяна и В. Симбирцева.

DSCF6174

Но не построенное здание, которое строилось с 1934 по 1040 года, а проект, на котором театр обильно украшен скульптурными группами везде, куда только можно их было установить. Сравните с «натуральным» видом тетатра в нынешнее время:

Театр Советской армии

По моему личному и частному мнению это чрезвычайно помпезное здание нерационально спланированно и плохо приспособленно к театральным нуждам вследствие того, что архитекторы насильно вписывали его в пятиконечную звезду:

Театр Советской армии план
Характерная форма здания сыграла неприятную роль во время войны. Театр пришлось тщательно маскировать, потому что он являлся очень хорошим ориентиром для немецких лётчиков.
Но есть в здании театра и одна особенность, недоступная ни одному театру в мире. Благодаря своей конструкции на сцену театра прямо с улицы может въехать…. танк. По специальному танковому въезду. Только вряд ли это помогает при показе «Гамлета» или «Севильского цирюльника».
Подробнее о Театре Советской (теперь Российской) армии можно прочесть у architip в соответствующей статье.

На этом медальоне однозначно изображён ДнепроГЭС:

DSCF6176

 

Первая серьёзная электростанция в СССР. Была задумана ещё в 1920 году, ещё при создании плана ГОЭЛРО, но строительство началось только в 1927. Первый агрегат был запущен в 1932 году, на проектную мощность электростанция вышла в 1939. А 18 августа 1941 года была взорвана нашими отсупающими войсками:

Днепрогэс

Восстановление и перевооружение началось в январе 1944 и было закончено к 1950 году.
Современный вид электростанции и восстановленной плотины:

Днепрогэс сегодня

Очень пероснифицированный медальон. На борту самолёта можно легко различить отчётливую надпись «СССР — Н-171»:

DSCF6177

АНТ-6, заводской номер 22700, бортовой номер Н-171, знаменитый самолёт советской полярной авиации, который в мае-июне 1937 года под командованием Василия Сергеевича Молокова (1895-1982) достиг Северного полюса и совершил высадку людей и оборудования экспедиции «Северный полюс — 1» под управлением Ивана Дмитриевича Папанина.

Н-171 2

Полёт совершался группой самолётов, но выдержали полёт над Арктикой только два борта — Н-171 Молокова и Н-170 Михаила Сергеевича Бабушкина (1893-1938). Второй самолётик на медальоне наверно и есть Н-170.

Фарфоровым медальонам Натальи Яковлевны Данько-Алексеенко и повезло, и не повезло одновременно.
Повезло потому, что они выставлены на всеобщее обозрение, о них многие знаю, кто-то видел воочию, а некоторые, к которым теперь относимся и мы, их внимательно рассмотрели и немного изучили.
А не повезло из-за того, что уже скоро 80 лет произведения искусства подвергаются воздействию воды, солнца, мороза, жары, ветра, загрязнённого воздуха и прочая, прочая, приводя их в плачевное состояние. В отличие от более благополучных, но менее узнаваемых фарфоровых вещиц Натальи Яковлевны, хранящихся в музеях, частных коллекциях или просто «под крышей» метрополитена.

9 голосов