Церковно-приходской школе в Катюшках прибавился возраст

4029

Заметка Сергея Владимировича Добросердова, учителя Чашниковской второклассной школы Московской губернии и уезда, об открытии 11 декабря 1902 года в соседней деревне Катюшки церковно-приходской школы, найденная среди бумаг архимандрита Никона (Рождественского), уроженца села Чашниково, основателя школы в своём родном селе, опубликованных на сайте Троицко-Сергиевой лавры. Весь комплекс бумаг архимандрита хранятся в Научно-исследовательском отделе рукописей РГБ в фонде 765. Полный шифр хранения данной заметки НИОР РГБ Ф. 765, К. 16, № 33, Л. 8-10. Публиковалась ли она в прессе или осталась в рукописи неизвестно.

Заметка была бы более интересна с точки зрения краеведческой фактологии, но, мягко говоря, консервативные настроения архимандрита Никона, фактического куратора Чашниковской школы и, соответственно, учителя этой школы Добросердова, не позволили указать в тексте даже фамилии попечителя, явно светского человека, организационными и, с большой вероятностью, финансовыми стараниями которого и была создана школа в Катюшках. Можно лишь предположить, что им был Сергей Владимирович Крестовников, совладелец бумаготкацкой фабрики в соседних Полянах. В продолжении мысли о консервативных настроениях «чашниковской партии» следует упомянуть и неуважительное упоминание о конкурирующей светской школе в Пучках, и игнорирование фамилии нового учителя школы, вряд ли состоящего в церковном сане.

Можно предположить, что открытие церковно-приходской школы в деревне Катюшки подтолкнуло С. В. Крестовникова приобрести часть катюшкинских земель с последующей передачей их Русской Православной церкви, что и случилось в 1903 году. Идея о предоставлении земель для будущего Серафимовского хутора Никитского монастыря вынашивалась набожной сестрой С. В. Крестовникова Надеждой уже несколько лет. Но смерть их отца, Владимира Константиновича, в 1901 году отложила сроки её реализации [см. Рогова Т.Б. Рогова Т.Б. «Лобня: природа, история» С.317-319].

Вместо аренды здания для школы, 5 октября 1904 года было заложено отдельное строение для церкви-школы во имя преподобного Серафима Саровского и в ознаменование рождения цесаревича Алексея, долгожданного наследника, а через 7 месяцев она уже приняла в свои стены 50 учеников. Примечательно, что в заметке о закладке церкви-школы никто из чашниковцев не упомянут [текст заметки см. Рогова Т.Б.  «Лобня: природа, история» С.319]. Может их действительно там не было, а возможно они даже не были приглашены. Ведь в школе полностью сменилась «власть»: вместо чашниковского священника школой стали руководить священнослужители из Никитского монастыря.

Получилось, что малоинформативная с первого взгляда заметка учителя Добросердова в сочетании с другими фактами позволила прояснить (или запутать?) ещё один небольшой фрагмент истории Лобни. Но что точно установлено, что основание церковно-приходской школы в деревне Катюшки случилось на два года ранее, чем было известно до сих пор.

А вот и сама рукописная заметка:

11 декабря 1902 года в Катюшках Московской губернии и уезда состоялось скромное торжество – открытие церковно-приходской школы грамоты. На открытии школы присутствовали о. Наблюдатель церковно-приходских школ Московского уезда, священник Николай Тимофеевич Преображенский, о. заведующий вновь открытой школой приходский священник церкви с. Чашникова А. Воинов, назначенный во вновь открытую школу учитель (из окончивших курс второклассной Чашниковской церковно-приходской школы), члены причта церкви с. Чашникова и некоторыя другия лица.

Пред началом молебна о. заведующий школою священник А. Воинов благословил вновь открываемую школу образом преподобнаго Сергия, игумена Радонежскаго, указывая в своей проповеди на этого святого, как на помощника в разумении света учения и убеждая детей в своих школьных невзгодах чаще вспоминать пр. Сергия. После водосвящения о. Воиновым окроплено здание школы святой водой. Молебен закончился речью о. Наблюдателя к крестьянам, в которой он указал на необходимость и пользу учения и, особенно, учения в духе церкви православной: указал на некоторые отличия церковной школы от земской (прежде, до открытия школы, дети крестьян д. Катюшек учились в земской школе). После речи о. Наблюдателя сказал несколько слов попечитель вновь открытой школы. О поблагодарил крестьян за ту помощь, какую они оказали при открытии школы, и просил их так же относиться к школе и в последующее время. После этого о. Наблюдателем был отслужен общественный молебен, а затем была произведена запись учеников. Здесь уместно высказать одну мысль, которая невольно приходит на ум по открытии новой церковно-приходской школы.

Главную помощь в открытии этой школы оказали крестьяне д. Катюшек. Они сняли помещение для школы, дали отопление и освещение. Что же руководило крестьян к этому? Вот вопрос. Да, думаю, то, что народ теперь стал понимать важность просвещения, важность грамоты, и старается сам уже распространять грамотность. Но не такую грамотность любит народ, какую получают в светских учебных заведениях народнаго характера. Я слышал раз такое разсуждение одного крестьянина: «Что мне в том, если Гаврюша поет песни про «козлика», а в церкви не может за дьячком «Господи помилуй» подтянуть! Лучше бы побольше молитв учили!» Что мне возразить этим словам крестьянским? Не высказал-ли он свою мысль о необходимости народной школы церковной? Да, я думаю, это, именно, он и хотел выразить. Поэтому, я думаю, и крестьяне д.Катюшек позаботились о том, чтобы у них была своя школа, церковная, несмотря на то, что в 2х верстах (разстояние, как видно, не особенно велико!) есть школа, в которой дети их раньше учились и писать, и считать, и читать, – но только читать не евангелие и псалтирь, а сказку про «Ивана Царевича и сераго волка».

Дай Бог, чтобы крестьяне и везде так относились к делу своего образования, а в частности к церковной школе, которая дорогá, сильно дорогá сердцу человека простого, особенно искренне верующаго, как имеющая всоё начало, свою причину, в святой православной Христовой церкви.

Учитель ц. пр. шк. С. Доб-ров.

2 голоса