Реконструкции первоначального вида Чашниковской церкви

4974

В продолжение нескончаемой темы об истории села Чашникова.

Архитектурой Троицкого храма в Чашниково интересовались действительно большие учёные. Помимо ранее упоминавшихся П.Н.Максимова и С.А.Торопова, чашниковскую церковь не обошёл вниманием и Сергей Сергеевич Подъяпольский.

Кто же такой Подъяпольский и что он сделал «на благо» Чашниково?


С.С. Подъяпольский (1928-2002) начал свою профессиональную и творческую деятельность после окончания Московского архитектурного института в 1951 году в Проектной реставрационной мастерской Академии архитектуры СССР (ныне Центральные научно-реставрационные проектные мастерские).

По проектам С.С. Подъяпольского и при его непосредственном участии выполнены сложные работы по реставрации выдающихся памятников России, в том числе  Кирилло-Белозерского  и Андроникова монастырей ; Патриарших палат и церкви 12 апостолов в Московском Кремле; московских храмов: Зачатия Анны в Углу , Никиты за Яузой , Максима Исповедника и колокольни Знаменского монастыря в Зарядье ; уникального храма Михаила Архангела XII в. в Смоленске.

Практические работы Сергея Сергеевича, в сотрудничестве с Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером и другими архитекторами ЦНРПМ, стали основой в формировании современного метода архитектурно-археологического исследования памятников.

Результаты исследований С.С. Подъяпольского и его многочисленные публикации, доклады всегда становились научными событиями и являются огромным вкладом в изучение отечественной архитектуры. К ним, прежде всего, относятся исследования по северным монастырям России, русскому зодчеству рубежа XV-ХVI вв. и его связям с европейской строительной традицией,  материалы к словарю итальянских мастеров, работавших в России в  конце ХV — начале XVI вв., исторические и натурные  исследования великокняжеского дворца Московского Кремля.

Огромное значение имела деятельность С.С. Подъяпольского в разработке научных принципов и методов современной реставрации, а также формированию ЦНРПМ, как комплексной реставрационной организации. Разработки научного отдела, возглавляемого им с 1972 по 1979 г., сохраняют свою актуальность по сей день.

С 1980 г. С.С. Подъяпольский перешел на преподавательскую работу в Московский архитектурный институт на кафедру реставрации и реконструкции, где заново разработал программу подготовки архитекторов-реставраторов, выпустил первый в России учебник по реставрации памятников архитектуры  и другие учебные пособия. Тем не менее, до последних дней Сергей Сергеевич продолжал сотрудничать с ЦНРПМ, в  1994-1999 гг. был научным руководителем широко масштабных работ по реставрации Большого Кремлевского дворца и воссозданию Андреевского и Александровского залов.

Уникальный практический опыт архитектора-реставратора, широчайший научный кругозор, постоянное совершенствование методики реставрации и теоретические методологические разработки позволили С.С. Подъяпольскому стать одним из крупнейших реставраторов России. Признанием его авторитета являлось многолетнее руководство секцией реставрации памятников архитектуры Федерального научно-методического совета по сохранению культурного наследия (недвижимые памятники) Министерства культуры РФ, участие в Государственной «комиссии по аттестации архитекторов-реставраторов.

С.С. Подъяпольский являлся профессором кафедры «Реконструкция и реставрация в архитектуре» Московского архитектурного института, кандидатом архитектуры, в 1994 г. был избран членом-корреспондентом Российской Академии архитектуры и строительных наук, членом-корреспондентом московского отделения Международной академии архитектуры, в 2000 году удостоен звания Заслуженного деятеля искусств России.
(источник)


 

Исследуя историю творчества итальянских зодчих в конце XV — начале XVI веков, Подъяпольский сделал весьма обоснованное предположение, что Троицкая церковь в Чашниково создана либо архитектором из Италии, либо под сильным влиянием «фрязей»:

«Одним из главных факторов, обусловивших расцвет итальянского искусства за рубежом, был спрос на это искусство и вытекающее из этого обилие заказов. Среди заказчиков этого времени первое место занимали могущественные государи. Именно монархи-меценаты открывали пути итальянским мастерам в европейские страны. Можно при этом заметить, что такими меценатами были, как правило, наиболее энергичные и сильные в политическом отношении правители. В их ряду следует назвать Матьяша Корвина и Владислава II в Венгрии, Сигизмунда I в Польше, Генриха VIII в Англии, Франциска I во Франции. В начале XVI века такая роль принадлежала не французскому королю, а фактическому правителю кардиналу Жоржу Амбуазу. Возведение их резиденций — дворцов Буды и Вышгорода, замка Гэйон и позднее Фонтенбло во Франции, Нонсач в Англии, Вавельского замка в Кракове открыло шлюзы для проникновения итальянских мастеров в эти страны. Так, в Венгрии уже начиная с 1480-х годов и позднее заказчиками ряда ренессансных произведений выступали представители ведущих аристократических родов, часто занимавшие при этом высшие места в церковной иерархии: Надьлуче, Сакоии, Витез, Раскаи, Батори, Бакоц(31). В Польше подобную роль играл королевский канцлер архиепископ Ян Лаский(32), в Англии — кардинал Уолси(33). Лишь в некоторых странах, как, например, в Нидерландах и Германии, основным заказчиком нового искусства было бюргерство, но как раз там дело зачастую обходилось без приглашения итальянских мастеров.

Картина, которую мы наблюдаем в России, во многом аналогична той, что имела место в Западной Европе, с той разницей, что Иван III, один из могущественных государей этого времени, поручил итальянским зодчим возведение не только дворца, но и всего Кремлевского комплекса, включая башни, стены и соборы. Деятельность фряжских мастеров поначалу также целиком определялась великокняжескими заказами, но уже к началу XVI века положение изменилось и здесь. Об этом свидетельствует архитектура нескольких маленьких вотчинных храмов, заставляющая предполагать участие в их возведении итальянских строителей или, во всяком случае, говорить о нетрадиционности и наличии сильно выраженных итальянизирующих черт. Таковы церкви в вотчинах Голохвастовых (Юркино)(34), Нагих (Благовещенский погост)(35), Репниных (Ильинское)(36) и даже торговых людей Чашниковых (Чашниково на Скалбе)(37). Таким образом, социальный статус заказчиков в России и в большинстве европейских держав весьма сходен». (Подъяпольский С.С. Деятельность итальянских мастеров на Руси и в других странах Европы в конце XV—начале XVI века. В кн.: Советское искусствознание. М., 1986. №20. С. 62-91)

Подъяпольский сделал попытку реконструкции первоначального вида Троицкого храма:

Следует заметить, что реконструкция С.С.Подъяпольского весьма напоминает (но не полностью!) уже публиковавшуюся реконструкцию Максимова:

Не думаю, что кто-то у кого-то украл идею. Думаю, что два больших учёных пришли примерно к одним и тем же выводам.

 

 

 

 

0 голосов