Никогда не встречал старых фотографий храма Петра и Павла в Петровском-Лобаново (Химки), попадаются только современные. Но если не встречал, это не означает, что их нет. А они существуют в собрании Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Качество сканов невысокое, но в архиве музея можно заказать и экземпляры получше. За деньги.
Автором фотографий является Александр Тимофеевич Лебедев, рассказ о котором чуть ниже.
Александр Тимофеевич Лебедев – фотолетописец московского некрополя
Есть версия, что слово «некрополист» появилось лишь в 90-х годах 20 века, когда возникла необходимость как-то называть специалистов, занимающихся изучением и восстановлением истории кладбищ, которые были «не достаточно древними» для того, чтобы ими занимались археологи. Именно в те годы, в связи с переосмыслением истории государства, возникла необходимость изучать и восстанавливать информационные пробелы, связанные с историческими кладбищами, уничтоженными в годы советской власти.
Однако, люди, увлекающиеся историей погостов, были конечно всегда. И вполне можно причислить к некрополистам человека, который не просто собирал информацию по кладбищам в начале 20 века, но фактически передал некрополистам нынешним информацию именно по началу уничтожения старинных кладбищ в Москве.
Александр Тимофеевич Лебедев в 1925-1932 году активно фотографировал московские некрополи и вел по ним скрупулёзную базу, не только систематизируя снимки, но и прилагая к ним негативы, информацию об известных персонах, погребенных на том или ином кладбище, некрологи.
Приобретённая в 1930-е гг. фототека А. Т. Лебедева (более 100 снимков) вошла в научно вспомогательный фонд музея «Новодевичий монастырь». Ее значение трудно переоценить, особенно если учесть, что монастырское кладбище было уничтожено в конце 1930-х гг. Основная же часть наследия А. Т. Лебедева хранится в фотографическом фонде и архиве Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Однако известия о самом ее авторе практически отсутствовали. Все эти разрозненные факты удалось связать в цельную биографию только в 1992 г. после встречи с зятем Александра Тимофеевича – Владимиром Владимировичем Быковым, сохранившим большой архив А. Т. Лебедева (в настоящее время передан в дар музею «Новодевичий монастырь») и фотографию своего родственника.
Жизнь Александра Тимофеевича Лебедева делится на 50-летний петербургский и четверть вековой московские периоды. Однако сложилось так, что его имя оказалось более связанным с Москвой и почти неизвестно в Петербурге. А. Т. Лебедев родился 3 сентября 1868 г. в Петербурге. Его отец Тимофей Александрович (1837 – 1911) был генералом от инфантерии, ветераном Крымской войны 1853 – 1856 гг. О матери фотомастера сведений не обнаружено. С 1887 по 1918 г. Лебедев в чине коллежского асессора служил на Петербургской почтовой таможне. Свои первые снимки Александр Тимофеевич сделал фотоаппаратом фирмы «Терц» в 1899 г. С этим фотоаппаратом (подарок отца) он не расставался всю свою жизнь, но после смерти, к сожалению, аппарат затерялся.
На московских кладбищах было отснято более 200 памятников, из них более половины в Донском монастыре и на Ваганьковском кладбище. Съёмки производились также на кладбищах Даниловского, Новодевичьего, Андроникова, Новоспасского и Симонова монастырей, на Пятницком и Введенском кладбищах.
Трудовую деятельность в Москве А.Т. Лебедев начал с должности делопроизводителя в соборе Василия Блаженного, затем в отделе музеев Наркомпроса. В 1924 г, он был «принят на пособие в Московской кассе безработных». Со своим громоздким фотоаппаратом А. Т. Лебедев побывал практически на всех городских и монастырских кладбищах Москвы, фотографировал в разных уголках Подмосковья. Отснятый материал фотограф содержал в идеальном порядке. Каждый негатив (их было более тысячи) помещался в отдельный конверт, на котором Лебедев делал запись о дате и месте съёмки, помещал биографические сведения о погребённых. Иногда в конверт вкладывались газетные и журнальные вырезки, некрологи и другой иллюстративный материал. Кроме традиционных записей появились лаконичные пометки такого содержания: «Снят в день слома» (на снимке надгробного памятника Д. П. Солнцеву в Новодевичьем монастыре 15 мая 1930 г.). Часовню Ф. И. Буслаева Лебедев снимал в 1930 г., а позже приписал – «Уничтожена в 1932 г.» Памятник на могиле С. Н. Гончарова (брата Н. Н. Пушкиной-Ланской он снимал в 1931 г., а затем сделал приписку. «Памятник уничтожен в 1932 г.».
О том, какую ценность представляли фотографии А. Т. Лебедева уже в те годы, можно судить по записке его современника графа П. С. Шереметева, проживавшего в Напрудной башне Новодевичьего монастыря. В 1933 г. последний писал одному из музейных сотрудников: «Желательно иметь фотографии некоторых прежних могил, имеющихся у фотографа А. Т. Лебедева, интересных для пополнения некрополя и точного определения мест погребений и могил уничтоженных, например, профессора О. М. Бодянского, Дювернуа и других».
В 1930-е годы фотоотпечатки с негативов А. Т. Лебедева были приобретены некоторыми московскими музеями и библиотеками. Кроме коллекции негативов в домашнем архиве А. Т. Лебедева хранились альбомы отпечатанных с них фотографий. Машинописные аннотации снимков дублировали надписи на конверте соответствующих негативов. В альбомах помещались фотоснимки надгробных памятников московских монастырских кладбищ: Донского (2 альбома), Новодевичьего (1 альбом), Алексеевского, Андроникова, Новоспасского (1 альбом), Симонова (1 альбом), Скорбященского и Покровского (1 альбом). В двух отдельных альбомах помещены фотографии с надгробных памятников московских и петербургских кладбищ. Всего в 8 альбомах находится 852 снимка. Своеобразным указателем к ним являются алфавитные списки погребенных на кладбищах Донского, Даниловского, Новодевичьего монастырей, Ваганьковского, Лазаревского и других, московских кладбищ. Эти списки составлялись А. Т. Лебедевым в отдельных журналах и содержат дополнительную информацию о погребённых.
Человек большой культуры, профессиональный фотограф, А. Т. Лебедев всю жизнь собирал самые разнообразные материалы об исторических деятелях России и других стран. В его архиве можно найти алфавитные списки с краткими сведениями о мамках русских государей, смолянках первого выпуска, декабристах, кавалерах орденов, родословные ряда дворянских фамилий и др. Это лишь малый перечень того, что смог собрать один человек и чем он умел пользоваться как специалист и фотограф.
За публикацию в прессе русской эмиграции во Франции кадров сноса Храма Христа Спасителя фотограф заработал себе тюрьму в 1934 году. Ему повезло — взяли бы на три года позже — расстреляли бы.
Из протоколов допросов по делу сотрудников Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ): «Признались в «преступлениях». Александр Тимофеевич Лебедев — в том, что «фотографировал преимущественно места слома церквей, соборов и других памятников старины, при чем фотографировал их так, что фотоснимки являлись наглядным пособием некультурности большевиков и Советской власти в целом, не способных ничего построить нового и разрушающих старое».
А. Т. Лебедев прекратил фотографировать в первые дни войны, когда такое занятие стало небезопасным. 29 марта 1943 г. он скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище. К сожалению, графы регистрационной кладбищенской книги против фамилии Александра Тимофеевича оказались незаполненными. Могила фотографа затерялась на кладбище, которое он хорошо знал и воспроизвел в многочисленных фотографиях.
Источники:
Н. Ф. Трутнева «Александр Тимофеевич Лебедев — фотолетописец московского некрополя»
http://antimonstrs.livejournal.com/83413.html
Беляев Л.А.«Некрополь Данилова Монастыря в XVIII-XIX веках»
http://www.decornecropol.com/lebedev-fotograf-nekropol
P.S. Случайно обнаружил, что заметка была перепечатана в газете «Верю» в феврале 2017 года: