Бродячий сюжет — 2

3237

Заметку решил назвать незамысловато, так как тема заимствований видится бесконечной, к тому же имеется множество пересечений с первой статьёй из этой серии — те же три фамилии и упоминаемый плакат.

В журнале «Колхозные ребята» №5 за 1937 год на странице 17 обнаружился рисунок, сюжет которого мне уже неоднократно встречался. В «Колхозных ребятах» им была иллюстрирована статья Павла Ивановича Лопатина «Волга идёт в Москву» о строительстве канала Москва-Волга. Кстати говоря, в 1938 году П. Лопатин выпустил одноимённую книгу, а в 1938 году она была переработана и вышла под названием «Москва-Волга».

Авторами иллюстраций к статье были указаны Б. Суханов и Ю. Григорьев.

С большой вероятностью «Б. Суханов» — Борис Фёдорович Суханов (1900-1987).

Как раз в 1930-е годы Б.Ф. Суханов занимался иллюстрированием детской литературы, а для любителей истории канала Москва-Волга более известен как автор серии акварелей и литографий 1939 года с видами сооружений только что построенного канала.

Установить личность Ю. (видимо Юрия) Григорьева не удалось. Да это и не играет особой роли.

Вернёмся к иллюстрации к статье «Волга идёт в Москву»:

Мне это очень напомнило рисунок художника Дмитлага Константина Соболевского :

Давайте разбираться, кто же был первым? Кто у кого позаимствовал? Чей плагиат?

Задачка решается крайне просто. Журнал «Колхозные ребята» №5 за 1937 год был сдан в набор 10 апреля 1937 и подписан к печати 9 мая 1937. А журнал «Техника — молодёжи», в котором был опубликован рисунок Соболевского имеет №11-12 за 1936 год, сдан в набор 17 ноября 1936 и подписан к печати 22 ноября 1936. Приоритет однозначно за Константином Соболевским. Увы, плагиатом занимался или Б. Суханов, или Ю. Григорьев, или оба сразу…

Но история с этим рисунком не заканчивается. Дело в том, что ещё в июне 1936 года, на обложке дмитлаговского журнала «На штурм трассы» №6 появился рисунок другого художника Дмитлага — Глеба Куна:

Удивительно перекликаются рисунки Соболевского и Куна, не правда ли? На самом деле ничего удивительного нет. Соболевский и Кун были очень дружны и постоянно работали вместе, благо Кун был начальником Центральных художественных мастерских Дмитлага, а Соболевский — его подчинённым. Соболевский, вдохновившись работой Куна, не прямолинейно её перерисовал, а в значительной мере переработал, тем самым обогатив сюжет. Потому и плагиатором считать Соболевского не приходится.

Но и на этом история не заканчивается. Приглядитесь к хорошо известному плакату «Канал Москва-Волга открыт!»:

Вполне очевидно, вариант Соболевского был использован и на этом плакате. Однако авторами были указаны сразу три художника — Глеб Кун, Василий Ёлкин (ещё один дмитлаговец-художник) и Константин Соболевский.

Если роли Куна и Соболевского вполне понятны, то вклад Ёлкина не очевиден. Предположу, что Ёлкин помог с компоновкой основных частей плаката — рисунка Соболевского-Куна, надписей, флага и профиля Сталина — перед арестом и заключением в Дмитлаг Ёлкин уже был известным плакатистом и имел немалый опыт по их созданию.

Плакат был сдан в производство 1 апреля 1937 года и подписан к печати уже на следующий день:

Может плакат и стал источником плагиата?

1 голос