Благодаря химкинскому краеведу Михаилу Знаменскому, приславшему несколько фотографий Троицкой церкви в Чашниково, познакомился с удивительным фотографом, о существовании которого, к своему стыду, до недавнего времени не знал. И оказалось, что информация о жизни Михаила Геронтьевича Каверзнева до обидного скудна. Но фотоархив его поистине феноменален и относится к годам, являющимся тёмным пятном краеведения.
Тем, кто заглянул только посмотреть фотографии и не интересна информация о Каверзневе и его наследии, на плюсик нажимать не надо.
Из статьи 2015 года:
В архивном фонде «Досье» союзного Научно-методического совета по охране памятников культуры, поступившем в 1992 г. в Институт Наследия, хранятся 628 фотографий, выполненных М.Г. Каверзневым с конца 1940-х по 1960 гг. На чёрно-белых снимках запечатлены памятники архитектуры и монументального искусства РСФСР. До сих пор эта фотоколлекция оставалась неизученной.
Все фотоснимки подписаны самим автором. На обороте указаны название, датировка и адрес объекта, дата съёмки, проставлен авторский порядковый номер. Самые ранние фотографии подписаны карандашом, и на них ещё нет размашистой подписи автора.
За исключением нескольких ранних, фотографии проштампованы печатью-клише НМС.
Фотографии 1940-х гг. отпечатаны на фотобумаге с оборотом, разлинованным для письменного сообщения — под обычную почтовую фотооткрытку.
Предложив в 1948 г. НМС свои услуги в качестве фотографа, Каверзнев активно включился в работу. Фотофиксации подлежали памятники архитектуры, прежде всего культовые. Они нуждались в защите от сноса и искажающих переделок.
Каверзневу довелось много поездить по городам и сёлам. Он увлёкся историей русской архитектуры, типологическими, конструктивными и декоративными особенностями памятников и, конечно же, творчеством и судьбой их авторов и владельцев. Бывший инженер начал тщательно изучать специальную литературу и искать архивные сведения, с головой окунувшись в новую для него область гуманитарных знаний[1].
Из той же статьи чрезвычайно скупая биография:
Михаил Геронтьевич Каверзнев (известно о нём, к сожалению, совсем немного) родился в 1899 г. В Москве проживал по адресу: 1-й Академический проезд, д. 155/5, кв. 129. Адрес взят из его письма научному секретарю НМС С.П. Григорову от 9 декабря 1958 г. В результате несчастного случая на производстве Каверзнев (инженер-химик по образованию) получил II группу инвалидности и вышел на пенсию, не достигнув пенсионного возраста. Однако сидеть дома сложа руки он не стал и примерно 14 лет проработал в Научно-методическом совете (с первых дней его возникновения) в качестве внештатного фотографа. В штатном расписании НМС фотограф не был предусмотрен. Первоначальный штатный аппарат включал всего четыре человека с высшим образованием. Фотофиксацией памятников занимались штатные сотрудники, выезжавшие с различными задачами на объекты. Сформированная с годами фототека наряду с учётными карточками легла в основу фонда «Досье». Точная дата смерти Каверзнева неизвестна, и всё же с определённой уверенностью можно сказать, что умер он, не дожив до 1962 г. (в возрасте 63 лет), либо в течение этого года, поскольку в 1962 г. вышел в свет 14-й выпуск сборника «Архитектурное наследство» со статьёй Каверзнева «Новые материалы о работах И. Мичурина и Д. Григорьева», где фамилия автора статьи взята в траурную рамочку.[2]
В дополнение можно сказать, что в 1921 году он трудился в Комиссии использования материальных ресурсов при Совете труда и обороны статистом отдела отчетности[3] и что в 1932 году он мог проживать на Арбате, где родилась его дочь.
Кстати о дочери и жене. Благодаря подсказкам Татьяны Борисовны Роговой, лобненского краеведа, в круг интересов которой попадает семья купцов Крестовниковых, а также при помощи метода дедукции выяснилось, что дочерью Михаила Геронтьевича была Мария Михайловна Каверзнева, известный врач-онколог, а жена, Екатерина Дмитриевна, являлась продолжательницей знаменитых купеческих родов Крестовниковых, Морозовых и даже немного Солдатенковых[4]. Краткая нисходящая родословная Марии Михайловны:
Мария Михайловна Каверзнева (1932-2012)
Родители:
отец — Каверзнев Михаил Геронтьевич (1899-1961 или 1962)
мать — Екатерина Дмитриевна (д.ф. Стахеева) (1901-1993)
Дедушка и бабушка по матери:
Стахеев Дмитрий Иванович (1877-1938) – из купеческой семьи
Софья Георгиевна (д.ф. Крестовникова)
Родители бабушки, Софьи Георгиевны:
Крестовников Григорий Александрович (1855-1918) — купец
Юлия Тимофеевна (д.ф. Морозова)
Родители прабабушки, Юлии Тимофеевны:
Тимофей Саввич Морозов (1823-1889) — купец
Мария Фёдоровна (д.ф. Симонова) (1830-1911) — предпринимательница
В свою очередь Мария Фёдоровна также из купеческой семьи Симоновых и двоюродная племянница Козьмы Солдатенкова.
Вернёмся к фотографическому наследию Михаила Геронтьевича. Удалось выяснить, что архив фотографа состоит из 3-х частей:
— 628 фотографий находятся в Центре документации наследия Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва в фонде «Архив НМС»;
— 882 фотографии обнаруживаются через Госкаталог в Музее архитектуры имени А.В.Щусева
— 493 фотографии находятся в каталоге Российской государственной библиотеки (Ленинке)
68 фотографий можно найти на сайте temples.ru, часть из которых получена из РГБ. Благодаря указанным архивным шифрам можно узнать более точное расположение фотографий в громадной библиотеке – в отделе изобразительных изданий – РГБ ИЗО, Фонд 100.
И ещё несколько десятков фотографий можно найти в Живом Журнале в публикациях пользователя unideni.
[1] Илевич С.В. Зеркальные (ассиметричные) пилястры. Архив наследия — Выпуск 14. 2015 года. Научный сборник. М.: Институт Наследия, 2015. С.337-338
[2] Илевич С.В. Зеркальные (ассиметричные) пилястры. Архив наследия — Выпуск 14. 2015 года. Научный сборник. М.: Институт Наследия, 2015. С.348-349
[3] РГАЭ Ф.362, Оп.7 «Личные дела 1919-1921», Каверзнев Михаил Геронтьевич (http://opisi.rgae.ru/scripts/uis/rgae_any.php?base=mysql:rgae&list=17718&idObj=7752284)
[4] Филатова Т. Из династии Крестовниковых. // Московский журнал. № 3, 1999, с. 57-60
Все фотографии Троицкой церкви в Чашниково сделаны в 1948 году, подписи к фотографиям оставлены авторские.