Над архитектурными украшениями канальских зданий работало множество талантливых архитекторов, скульпторов и художников. Список их велик и найти его в различных публикациях не представляет труда. Велик, да не полон. Спустя более 80 лет с момента открытия канала этот список совершенно случайным и удивительным способом продолжает пополняться.
Благодаря книге В.С. Барковского уже давно не является секретом история фресок на шлюзе №6, выполненных Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры под управлением Льва Александровича Бруни и Владимира Андреевича Фаворского, причём бригадой под управлением самого Бруни. Увы, фрески просуществовали недолго и спустя некоторое время были закрашены, а для надёжности ещё и заложены плиткой. Но, как оказалось, это был не единственный объект, над которым работала Мастерская Бруни-Фаворского. Фрески предполагалось выполнить и на Карамышевском шлюзе №9, архитектором которого выступил автор Речного вокзала А.М. Рухлядев.
Над этим проектом и работал Борис Петрович Чернышёв, однофамилец одного из отцов основателей Мастерской, Николая Михайловича Чернышёва.
Борис Петрович ещё с 1930 года начал заниматься фреской во всех её формах – секко, альфреско, сграффито, а в 1935 году по приглашению Фаворского присоединился к Мастерской монументальной живописи. Там с 1936 по 1941 год он выполнил целый ряд авторских и исполнительских работ.
В 1937 году Борис Петрович совместно с художником Серафимом Александровичем Павловским создали роспись шлюзовых сооружений в Карамышево в технике сграффито. Согласно воспоминаниям о Чернышёве фрески были созданы, а согласно автобиографии Павловского они были выполнены. Однако, в отличие от фресок на шлюзе №6, фрески шлюза №9 не упомянуты в тексте и отсутствуют на фотографиях монументального издания 1939 года «Архитектура канала Москва-Волга».
А были ли они?
Были. Но недолго.
В Государственном историческом музее (ГИМ) хранятся эскизы, выполненные Борисом Петровичем Чернышёвым.
Причём по эскизам можно понять, что фрески должны были быть нанесены на боковых (по отношению к оси канала) фасадах башен управления.
На фотографиях, датируемых 1937-1938 годом можно рассмотреть как бы заготовки фресок со свободной центральной частью. Были реализованы отражённые на эскизах идеи с флагами и с профессиями по нижней части фресок, видны фрагменты каравелл, перекликающиеся с украшением шлюза №3.
Фрески можно рассмотреть на эстампе Бориса Фёдоровича Суханова, датируемого 1938 годом.
Но на фотографиях 1939 года их уже нет. По странному стечению обстоятельств на более поздних фотографиях фрески оказались закрыты плиткой, как и на шлюзе №6.
Не обнаруживается фресок и на цветной линогравюре Фёдора Васильевича Смирнова от 1948 года:
Фрески шлюза №9 постигла судьба фресок 6-го шлюза. Предположительно они просуществовали один-два года — с 1937-1938 по 1939. Почему их уничтожили — остаётся загадкой. К сожалению дочь художника Мария Борисовна Чернышёва не знает подробностей работы своего отца над канальскими сооружениями, а сам художник умер ещё в 1969 году…
Но несмотря на то, что фрески 9-го шлюза были уничтожены вскоре после создания, есть повод познакомиться с замечательным художником Борисом Петровичем Чернышёвым, особенно ярко проявившем себя в качестве монументалиста, автором множества фресок, мозаик, скульптур, барельефов не только в Москве, но и во многих городах бывшего Советского Союза. Ему посвящён специальный сайт, откуда взято немало материалов для этой статьи.