Небольшое обновление от 19 марта 2018 года. Интересные детали о существовании часовни на месте церкви в Воскресёнках. Выделено красным.
Большое обновление 14 августа 2016 года. Благодаря полученному из РГАДА плану Генерального межевания удалось выяснить местоположение церкви и зафиксировать много другой интересной информации.
Обновлено 11 января 2016 года. Удалось выяснить зачем и когда была построена часовня в Воскресёнках.
Была такая деревня в Химкинском районе – Воскресёнки. Разросшийся аэропорт Шереметьево в конце 1970-х подмял её под свою новую, вторую взлётную полосу. Долго ещё автобусная остановка, что была невдалеке от исчезнувшей деревни, носила весёлое и звонкое название – Воскресёнки. Лет 10-15 назад транспортники спохватились и дали остановке название ближайшего населённого пункта – Клязьма.
А жаль.
А на самом деле история Воскресёнок достаточно длинная и в некоторых местах даже немного запутанная. Запутанная в том, что очень давно деревня носила она название Чашниково. Но было совсем не тем Чашниковым, которое упоминалось в 1585 году как «село на речке Албе… в селе церковь Троицы Живоначальныя каменна о пяти верхах да предел Алексея человека Божия»[1]. И была она, по-видимому, постарше Чашникова на Альбе, поскольку в писцовых книгах 1573-1574 годов она упоминается как «Чюдова монастыря : … Слц. Старое Чашниково на ручью на Студенце, а в нём дв. монастырский, дв. челядинный; пашни паханные сер. земли 12 чети да пер. 48 четв. в поле, а в дву потомуже, сена 100 коп., лесу дровяного 10 дес. … В Манатьине же стану погост на царя и великого князя земле на рчк. на Студенке, а на погосте церковь Воскресение Христово, древена, клетцки, а в нём пашни паханные 6 четьи в поле, а в дву потомуже, сена 50 коп»[2].
Давайте попытаемся разобраться, что же имели в виду дьяки, описывая эти земли. Я бы «перевёл» на современный язык и интерпретировал примерно так: на речке/ручье Студенце/Студёнке располагалось сельцо Старое Чашниково, находившееся во владении Чудова монастыря. На том же Студенце находился погост с деревянной церковью Воскресения Христова. При этом земля, на которой находился погост, была казённая, то есть принадлежала царю/великому князю. А учитывая небольшие размеры Студенца, можно сказать, что сельцо и погост располагались вплотную друг к другу, хотя и на землях разных владельцев. Обычно погостом называлось небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. Из чего можно сделать вывод – Старое Чашниково называлось сельцом именно по тому, что там не жили крестьяне.
Теперь давайте сформулируем чёткие различия между двумя Чашниковыми:
- Чашниково №1 – на реке Альбе (Мещерихе), село с храмом Троицы Живоначальной.
- Чашниково №2 (Старое) – на речке/ручье Студёнке/Студенце, сельцо рядом с погостом с храмом Воскресения Христова.
Оказалось, что различия значительные. К тому же на местности они разнесены на 3,5 километра. Однако при погружении в старинные документы надо всегда задавать себе вопрос – о каком Чашникове идёт речь.
Закончим о Чашникове на Альбе, благо его история раскрыта достаточно хорошо, редкой фотографией, сохранившейся у Генриха Фёдоровича Барта, внука Константина Викторовича Осипова, владельца усадьбы при Успенском-Трахонеево. Фото был сделано его отцом, Фёдором Фёдоровичем до революции, в самом начале XX века:
Продолжим о Старом Чашникове.
Очень подробное описание Старого Чашникова дали Холмогоровы:
«Воскресения Христова место церковное, в 7131 (1623) г., Московскаго уезда, Монатина Быкова и Коровина, на пустоши, что был погост на речке Студенце, вотчина Чудова монастыря; на погосте некогда была церковь Воскресения Христова; пашни церковной лесом поросло середней земли 6 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 60 копен (Писцов. кн. 685). К Воскресенскому погосту принадлежало сельцо старое Чашниково, на речке Студенце, которое в 7154 (1646) г. называлось «Чашниково-Воскресенское». (Ныне: Чашниково-Воскресенское, сельцо Московск. уезда.) в нем было 9 дв. крестьянских, с 18 челов.; в 7186 (1678) г. — 7 дв. крестьянских и бобыльских, в них 33 челов., в 1704 г. — 14 двор. с 57 крестьянами (Переписн., кн. 9809, 9812, 9815).
Церковная Воскресенская земля отдавалась на оброк и в оброчных книгах Патр. Казеннаго Приказа писалась: за 7146 (1639), 7163 (1655) гг. «на крестьянах деревни Старовой — вотчины Чудова монастыря, оброку гривна; за 7164 (1656) г. — «на архимандрите; Чудова монастыря Кирилле, оброку 22 алтына; за 7197 (1689) – 1739 г. на крестьянах сельца Стараго Чашникова; а межа церковной земли, которою они владели в 1689 г., «от речки Студенца вверх врашком, а от того врашка поворотя на право впрям возле сельца Чашникова яроваго поля и изгороды через лесок до рогачевской дороги, а сельца Чашникова яровое поле и возле того поля городьба от церковнаго кладбища сажень с 30; а рогачевскою дорогою до реки Клязмы, а рекою Клязмою вверх до устья речки Студенца, а речкою Студенцом вверх до тогож врашка, что впал в речку Студенец, а врашком до того ж Чашниковскаго яроваго ж поля и городьбы; а смежна та церковная земля с двух сторон сельца Чашникова, а с третей стороны за дорогу рогачевскую с лугом и пашенною землею стольника Ивана Траханиотова, а с четвертой стороны разошла река Клязма; от Москвы 20 верст, а от государева села Чашникова версты с полторы, а по cмете той церковной земли пашни паханой и перелогом и лесом поросло десятин с 13, да сена по речке Студенце и на речке на Клязме на наволочке и на врашке копен с 15» (Патр. Прик. кн. 25 и дозорн. кн. 141)»[3].
Попытаемся осознать, что интересного в этом описании. Оказалось, что на 1623 год церкви уже нет. Однако сельцо Старое Чашниково сохранилось, и к 1646 году стало называться Чашниково-Воскресенское. В документах продолжали искажать название – в 1655 году назвали просто Старым, в 1689 – опять Старым Чашниковым.
Очень интересным является описание границ Чашникова-Воскресенского. В моём распоряжении оказались топографические карты середины XX века, на которых и была сделана попытка реконструкции границ земель Чашникова-Воскресенского. Карта «склеена» из двух листов, которые отличаются годом топосъёмки, потому на левой стороне аэропорта Шереметьево ещё нет, а на правом – уже есть. Нижнюю по карте часть участка можно определить очень точно (выделено красным), верхнюю, северную, где примыкают земли Чашникова (того самого, что на Альбе), точно установить не получается – она выделена жёлтым:
В более позднее время, во времена Генерального межевания, границы земель, относящихся к сельцу Чашникову, значительно увеличились. На плане[4], составленном 23 сентября 1766 года «землемером артилерии моиором» Яковом Сониным земли приросли значительным участком западнее речки Студенец. Трудно сказать про северную границу, но западная, проходящая по Рогачёвской дороге и южная, по реке Клязьме, остались без изменений.
Картуш плана Генерального межевания несёт в себе множество интересных деталей, касающихся площадей различных участков земли: пашенной 198 д (десятин) 1012 с (сажен), леса дровяного 99 д 1532 с, сенных покосов 61 д 54 с, под дорогами 5 д 2370 с, под речкой 1140 с, под кладбищем, что была церковь Воскресения Христова 400 с, под селением 4 д 546 с, а всего во всей окружной меже 369 д 2255 с, что составляло около 403 современных гектаров.
Благодаря этому плану и его описанию локализовалось кладбище, «что была церковь Воскресения Христова». Если совместить план 1766 года с современной картой, кладбище, а по сути место, где была старинная церковь, было расположено в самом центре современного Клязьминского кладбища.
Не меньший интерес представляет упоминание, что ранее эта земля принадлежала Чудову монастырю, а ныне, на момент составления плана – Коллегии экономии. За два года до составления плана, 26 февраля 1764 года императрица Екатерина II подписала «Манифест о секуляризации церковных земель», основным положением которого стало изъятие земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну под управление специально созданной Коллегии экономии с денежной компенсацией от указанной коллегии в адрес церкви: «1. Понеже в камер-коллежской ведомости по последней ревизии оказалось всех архиерейских, монастырских и церковных крестьян 910 866 душ, и управление столь великаго числа деревень духовными часто переменяющимися властями происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное, а временем или за расхищением служками, или и за незнанием прямаго хозяйства деревенскаго безпорядочное и самим крестьянам разорительное; сверьх же того многия епархии, монастыри, соборы и белое священство так были не уравнены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели, то МЫ, учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оныя вотчины, со всеми казенными в них наличностьми под свое ведение и управление»[6]. Причиной стало слишком большое количество церковных вотчин, которые не подлежали обложению налогами. Формальным же поводом стало устранение несоответствия между декларируемым церковью «обетом нестяжательства» и фактическими огромными церковными землевладениями. Под действие Манифеста попал и Чудов монастырь, лишившись, в том числе и дачи сельца Чашникова.
Тем не менее часть земель осталась в пользовании церкви. Согласно «препорции» на «довольствие священно и церковнослужителей» по полюбовной сказке было отведено 7 десятин. Эти земли в основном были заняты огородами для пропитания служителей Успенской церкви, в приходе которой и находилось сельцо. Однако в будущем причт не стал заниматься сельским хозяйством, а начал сдавать в аренду по настоящему стратегический кусок земли, находящийся на краю Рогачёвской дороги, в непосредственной близости от моста через Клязьму. Арендаторы ставили постоялые дворы, чем, возможно, инициировали рост будущего селения под названием Клязьма (Выползово). Сдача церковной земли в аренду задокументирована множеством документов, начиная с 1847 года[7] почти вплоть до революции 1917 года[8].
По состоянию на 1766 год согласно последней ревизской сказке в сельце Чашниково проживало 80 душ мужского пола располагавшихся примерно в восьми домах.
На сводном плане Генерального межевания Московского уезда 1778-1797 годов под номером 445 также можно разглядеть земли сельца Чашникова-Воскресенского с 14-ю домами, а также отдельно отмеченную церковную землю:
Из исходных документов, использованных для изучения истории Чашниково-Воскресенского, следовало бы обратиться к очень интересному в целом труду священника Н. Скворцова. Однако применительно к Чашникову-Воскресенскому ничего нового там найти нельзя – в этом случае он был таким же диванным исследователем, как я, и черпал свои сведения из трудов Холмогоровых и Калачева, добавляя небольшие неточности.
Задаваясь целью точно определить старое церковное место, Скворцов сделал совершенно правильный вывод:
«Здесь мы находим ясныя указания местности, где расположена была земля Воскресенской церкви. Земля стольника Ивана Траханиотова – это теперешнее село Трахоньево. Село Чашниково с Троицкою церковью неподалеку от Трахоньева – в 4 верстах. А между Трахоньевым и Чашниковым есть сельцо Воскресенки, верстах в двух от Чашникова. Вот это сельцо, но нашему мнению, и есть Старое Чашниково – Воскресенское, около котораго и следует искать землю уничтоженной Воскресенской церкви, во владении местных крестьян. Сельцо Воскресенки — в Трахоньевском приходе» [9].
Сложно ответить на вопрос – когда название Чашниково-Воскресенское сократилось до Воскресёнок. Единственное, что могу утверждать – в церковных книгах Трахонеевского прихода как минимум начиная с 1873 приставка Чашниково отвалилось, а Воскресенское превратилось в просторечное Воскресёнки.
В 2002 году, примерно на месте восточной окраины Воскресёнок, был воздвигнут новый храм Воскресения Христова.
Согласно информации с сайта храма, он был построен на месте бывшей часовни деревни Воскресёнки, разрушенной в 1930-х годах. Можно предположить, что часовня была построена после исследования, проведённого священником Н. Скворцовым и опубликованном в 1905 году.
Тому есть подтверждение. В своих воспоминаниях, относящихся к 1965 году, искусствовед, художник и основатель ВООПИК (Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры) В.А. Десятников записал:
«После работы над рукописью диплома, уже ввечеру, пришел из Химок, от маминого дома, в Трахонеево. … Подошел старик, познакомились. Николай Иванович служил раньше псаломщиком в местной церкви.
– В соседней деревне была часовня в честь изгнания французов. – рассказывал псаломщик. …»[10].
В 1912 году происходили массовые празднования столетия Отечественной войны 1812 года. Состоялось множество торжественных мероприятий, были выпущены книги, связанные с разгромом Наполеоновской армии. Потому с большой уверенностью можно сказать, что часовня «в честь изгнания французов» была построена тоже к 1912 году. Именно поэтому Н.Скворцов в 1905 году и не мог о ней ничего знать.
Но появилась и другая информация о часовне, относящаяся ко времени Генерального межевания, к 1767 году. Вот что пишет И.Ф.Токмаков в своей книге «Историко-археологическое описание церкви Св. Живоначальныя Троицы в селе Чашникове Московской губернии и уезда» (1891) на странице 18: «Из плана видно, что прежде существовало село старое Чашниково, Воскресенское тож; ныне на сем месте существует деревня Воскресенка, за которой до сего времени сохранилось название Чашниково тож. Здесь было доселе прежде деревянная Церковь и доселе находится маленькая часовня на месте бывшаго престола. Деревня Воскресенка экономическаго ведомства и в настоящее время принадлежит селу Трахонееву, тогда как прежде принадлежала вероятно селу Чашникову, и даже может быть была самостоятельным приходом, к которому приписаны были и деревни теперяшнего прихода».
Комбинируя три источника (псаломщика, Скворцова и Токмакова), можно выстроить такую версию развития событий: по состоянию на 1891 год на месте церкви в Воскресёнках была маленькая деревянная часовня (Токмаков). К 1905 году она сильно обветшала, а может быть и разрушилась, потому Соколов её не обнаружил, а к 1912 году, к столетию Отечественной войны, часовню решили восстановить, о чём и рассказал бывший псаломщик Трахонеевской церкви в 1965 году.
Статья пишется уже год и окончания её пока не предвидится. Стала понятна примерная технология поиска в архивах информации о строительстве церквей и часовен и следующим этапом будет выяснение инициатора строительства часовни в Воскресёнках, автора проекта и даже чертежей и планов здания.
На этом надо бы и закончить текущую версию рассказа, поскольку дополнительного фактического материала у меня не осталось. Но хочу вспомнить про прелестное название ручья, поскольку речкой назвать его нельзя из-за длины менее километра, Студёнка или Студенец. Наверно это был ручеёк с питьевой водой, холодной, вкусной и чистой. Сейчас это безымянная голубая полоска на карте, берущая своё начало из-под взлётной полосы Шереметьево. Никто не помнит названия, да и ручеёк превратился в сточную канаву, в очередную речку-вонючку, в которые превращаются ручьи, речушки и даже большие реки Подмосковья под натиском человеческого «прогресса». Если забываем название исчезнувшей деревни, то давайте хотя бы не забудем название ещё живого ручья.
[1] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст. Выпуск четвертый. Селецкая десятина (Московскаго уезда). Москва, Университетская типография, 1887, стр.44
[2] Калачев Н.В. Писцовыя книги Московскаго Государства, Том 1 Изд. Имп. Русскаго геогр. об-ва, 1872, С.192-193
[3] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст. Выпуск четвертый. Селецкая десятина (Московскаго уезда). Москва, Университетская типография, 1887, С.148-149
[4], [5] РГАДА Ф.1354, О.250, С.Ч-16с
[6] Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XVI. 28 июня 1762 — 1765 гг. Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830, С.551
[7] ЦГА Москвы Ф.203 О.634 Д.1 Л.2-3
[8] ЦГА Москвы Ф.203 О.695 Д.196 Л.1
[9] Свящ. Н. Скворцов Уничтоженные в Московском уезде церкви. Москва, 1905. Стр.83
[10] В.А. Десятников Владимир, Дневник русского/ Часть 8 // Москва, Журнал «Арсенал Охотника» №8 (157) август 2013, С.4-5