Продолжая тему «бродячих сюжетов» в среде дмитлаговских художников, интересно рассмотреть трансформацию сюжета женщин за рулём.
Дмитлаговский художник, тридцатипятник Василий Жарков, работавший в Центральных художественных мастерских, первым использовал тему женщины за рулём и использовал её в оформлении «сборника творчества каналоармеек», включившего в себя стихи и прозу женщин-заключённых Дмитлага под названием «Каналоармейка». Книга вышла в серии «Библиотека «Перековки» под номером 10 в октябре 1935 года.
Его старшие товарищи, как по возрасту, так и по опыту, продолжили развитие темы. В мартовском выпуске журнала «На штурм трассы» 1936 года сразу два художника предложили свои интерпретации в совершенно разных манерах. Глеб Кун изобразил вариант городской женщины за рулём автомобиля, в крагах, с развевающимся лёгким шарфом и даже неким подобием модной причёски.
Шофёрка Сергея Щёлокова изображена вполне пролетарско-каналоармейского типажа — в кабине грузовика, в бушлате и рабоче-крестьянской косынке.
Не смог удержаться от разработки колоритной и многообещающей темы и другой дмитлаговский художник, Константин Соболевский.
Первая работа на эту тему появилось в книге «Каналоармейский плакат» («Библиотека «Перековки» №27), сданной в набор 4 июня 1936 года. Скорее всего плакат был создан не к изданию книги, а ранее, и, несомненно, под влиянием набросков Куна и Щёлокова.
Чуть позже, в июле 1936 года, Соболевский опубликовал очередной набросок женщины за рулём в июльском номере журнала «На штурм трассы» за 1936 год.
В ноябре того же года плакат с женщиной-шофёркой приобрёл практически завершённый вид и был опубликован в ноябрьском номере журнала «На штурм трассы».
В конце 1936 года вышел сдвоенный номер за ноябрь-декабрь общесоюзного журнала «Техника — молодёжи» с огромным тиражом 125 000 экземпляров, полностью посвящённый строительству канала Москва-Волга. Он стал «пробным шаром» для издания книги о канале в серии «История фабрик и заводов», основанной ещё М.Горьким. Но внутриполитическая борьба не на жизнь, а на смерть в силовых органах страны похоронила практически полностью свёрстанную книгу.
Благодаря публикации в этом журнале, а не внутри Дмитлага и не на страницах лагерной прессы, плакат Константина Соболевского с изображением шофёрки стал широко известен и легко узнаваем, благо ему была отведена целая страница.
В 2000 году была напечатана серия открыток «Художники Дмитлага». К сожалению серия состояла только из 5 открыток с работами только двух художников. Плакату Соболевского повезло — он был выбран издателями и опубликован, причём в своей последней версии по журналу «Техника — молодёжи». Жаль, что качество печати оставляет желать лучшего, но лучше так, чем никак.
P.S. На следующий день после публикации материала мне прислали современные фотографии, сделанные в Химках. Искусство Дмитлага продолжает вдохновлять!