Бродячий сюжет — 3: «Шофёрка»

423

Продолжая тему «бродячих сюжетов» в среде дмитлаговских художников, интересно рассмотреть трансформацию сюжета женщин за рулём.

Дмитлаговский художник, тридцатипятник Василий Жарков, работавший в Центральных художественных мастерских, первым использовал тему женщины за рулём и использовал её в оформлении «сборника творчества каналоармеек», включившего в себя стихи и прозу женщин-заключённых Дмитлага под названием «Каналоармейка». Книга вышла в серии «Библиотека «Перековки» под номером 10 в октябре 1935 года.

Василий Жарков. Журнал "На штурм трассы" №7 1935
Василий Жарков
Василий Жарков. Книга "Каналоармейка" (1935).
Василий Жарков. Книга «Каналоармейка» (1935).

Его старшие товарищи, как по возрасту, так и по опыту, продолжили развитие темы. В мартовском выпуске журнала «На штурм трассы» 1936 года сразу два художника предложили свои интерпретации в совершенно разных манерах. Глеб Кун изобразил  вариант городской женщины за рулём автомобиля, в крагах, с развевающимся лёгким шарфом и даже неким подобием модной причёски.

Глеб Кун
Глеб Кун
Глеб Кун. Журнал "На штурм трассы" №3 1936.
Глеб Кун. Журнал «На штурм трассы» №3 1936.

Шофёрка Сергея Щёлокова изображена вполне пролетарско-каналоармейского типажа — в кабине грузовика, в бушлате и рабоче-крестьянской косынке.

Сергей Щёлоков. Журнал "На штурм трассы" №8 1935
Сергей Щёлоков. Журнал «На штурм трассы» №8 1935
Сергей Щёлоков. Журнал "На штурм трассы" №3 1936.
Сергей Щёлоков. Журнал «На штурм трассы» №3 1936.

Не смог удержаться от разработки колоритной и многообещающей темы и другой дмитлаговский художник, Константин Соболевский.

Константин Соболевский
Константин Соболевский

Первая работа на эту тему появилось в книге «Каналоармейский плакат» («Библиотека «Перековки» №27), сданной в набор 4 июня 1936 года. Скорее всего плакат был создан не к изданию книги, а ранее, и, несомненно, под влиянием набросков Куна и Щёлокова.

Константин Соболевский. Книга "Каналоармейский плакат" (1936).
Константин Соболевский. Книга «Каналоармейский плакат» (1936).

Чуть позже, в июле 1936 года, Соболевский опубликовал очередной набросок женщины за рулём в июльском номере журнала «На штурм трассы» за 1936 год.

Константин Соболевский. Журнал "На штурм трассы" №7 1936.
Константин Соболевский. Журнал «На штурм трассы» №7 1936.

В ноябре того же года плакат с женщиной-шофёркой приобрёл практически завершённый вид и был опубликован в ноябрьском номере журнала «На штурм трассы».

Константин Соболевский. Журнал "На штурм трассы" №11 1936
Константин Соболевский. Журнал «На штурм трассы» №11 1936

В конце 1936 года вышел сдвоенный номер за ноябрь-декабрь общесоюзного журнала «Техника — молодёжи» с огромным тиражом 125 000 экземпляров, полностью посвящённый строительству канала Москва-Волга. Он стал «пробным шаром» для издания книги о канале в серии «История фабрик и заводов», основанной ещё М.Горьким. Но внутриполитическая борьба не на жизнь, а на смерть в силовых органах страны похоронила практически полностью свёрстанную книгу.

Благодаря публикации в этом журнале, а не внутри Дмитлага и не на страницах лагерной прессы, плакат Константина Соболевского с изображением шофёрки стал широко известен и легко узнаваем, благо ему была отведена целая страница.

Константин Соболевский. Журнал "Техника - молодёжи" №11-12 1936
Константин Соболевский. Журнал «Техника — молодёжи» №11-12 1936

В 2000 году была напечатана серия открыток «Художники Дмитлага». К сожалению серия состояла только из 5 открыток с работами только двух художников. Плакату Соболевского повезло — он был выбран издателями и опубликован, причём в своей последней версии по журналу «Техника — молодёжи». Жаль, что качество печати оставляет желать лучшего, но лучше так, чем никак.

Константин Соболевский. Открытка из серии "Художники Дмитлага" (2000)
Константин Соболевский. Открытка из серии «Художники Дмитлага» (2000)

P.S. На следующий день после публикации материала мне прислали современные фотографии, сделанные в Химках. Искусство Дмитлага продолжает вдохновлять!

1 голос