Труба, а по ней текла вода

8472

Люблю вещи с историей. А если истории нет, то её можно придумать. Или сконструировать.
Очередное прочёсывание интернет-развалов довело до покупки недешевой открытки. Купил из-за места — Химки. Не то чтобы я там жил или живу, но родился совсем близко. Открытка старенькая, на обратной стороне почтовый штамп 1913 года и название «Химки. Дорога къ пруду». В общем дореволюционный раритет:

113. Химки. Дорога къ пруду. Изд. А.Горожанкина, Москва, до 1913 - 1Фото №1

Долго я её разглядывал, долго пытался понять, где же это место на современной карте? Что за пруд? Вопросы долго оставались без ответа…

И вот, просматривая Техническом отчёт о строительстве канала Москва-Волга (сейчас канал им.Москвы), издания 1940 года, нашёл другую фотографию.

Насыпь Октябрьской жд и труба, пропускавшая р.ХимкуФото №2

Фотография была сделана примерно в 1933 году — в год начала строительства канала. Или чуть позже.
И что-то мне это фото сильно напомнило… Но никак не мог вспомнить. Пока не вспомнил про дореволюционную открытку. И обнаружил, что на обоих фото изображено практически одно и то же — пересечение Николаевской (Октябрьской) железной дорогой рекой Химкой, которая, в свою очередь, заключена в бетонную трубу.
Только ракурсы разные.
Для начала попробуем разобраться с ракурсами.

Вот фрагмент карты 1931 года с районом пересечения Октябрьской (бывщей Николаевской) ж/д и реки Химка.

1931 Москва и окресности фрагмент Химки.jpg - ACDSee Pro 2

Пока эта карта нам толком ничем не поможет, кроме направления железной дороги и ориентации по сторонам света.
Понятно, что фото могли быть сделаны либо с правой стороны от железной дороги, либо с левой.
Начнем с более для меня простого и очевидного — фото №2. На нём почти не видно теней, но если тщательно приглядеться, то можно кое что обнаружить. Первое — расплывчатые тени от деревьев, растущих на склоне насыпи. Хоть они и плохо различимы, но можно разглядеть, что падают они вправо. Второе, более очевидное — тень от верхнего и левого краёв бетонной трубы, которая падает совсем близко от нижнего края трубы, не далее полметра, тоже (что естественно) вправо по направлению. Вот и выяснилось, что солнце светит почти вдоль линии железной дороги, то есть примерно с юго-востока. Учитывая перспективу на фотографии, можно сказать, что фотограф находился на востоке от объекта. Если бы фотограф стоял с другой стороны насыпи, солнце должно светить с северо-запада, стоя над горизонтом под углом около 40-45 градусов (можно даже точнее вычислить по соотношению объектов и их теней) — что совершенно невозможно в наших широтах.
Получилось несколько запутанно, но уверен — фото №2 сделано с с востока.

Несколько сложней обстоит дело с фото №1. Границ теней практически нет. Единственное, что можно разглядеть — кажется тень от деревьев падает на дорогу, ведущую вверх. Но не очевидно.
Обратимся к карте 1931 года поосновательней. И будем надеяться, что от момента фотографирования до оставления карты мало что поменялось. И вот тут на карте обнаруживается прямоугольничек с надписью «Вдкч.», то есть водокачка — единственное строение в районе трубы. Так вот оно, слева на фото №1! Притащим за уши падающие на дорогу тени от деревьев — тени падают так, если бы солнце было на юго-западе. Получается, что фотограф стоял к югу от трубы. Ребус разгадан.
Почти.

В названии открытки есть слово «пруд». На самом деле это не пруд, а запруда, устроенная на реке Химке. А вот зачем нужна водокачка… В Википедии я нашёл фотографию 1906 года, в пояснении к которой утверждается, что из этой запруды вода бралась для заправки паровозов. Вот фото:

Химки. Плотина

Похоже, что фото сделано именно той плотины, которая образует запруду непосредственно у насыпи железной дороги — вдали виден ровный край насыпи, с вдали слева — похожие деревья и постройка, которая вполне могла быть за забором с фото №1.
Утверждение, что воду брали именно для паровозов имеет право быть. Взглянем на фото станции Химки, взятое из фотоальбома коммуны khimki-4ever.

Станция Химки

Несмотря на плохое качество фото, отлично видно главный ход железной дороги и ответвление влево, в тупик. Возможно там и обслуживались паровозы.

Но мы отвлеклись от главной темы — трубы для реки Химки.
Следующее фото нашлось в книге «Канал Москва-Волга. Мосты и дороги» 1941 года издания. Само фото взято с сайта moskva-volga.ru. Строительство Химкинского железнодорожного моста началось в ноябре 1934 года. К лету 1935 года мост уже выглядел так:

1935 Строительство Химкинского железнодорожного моста

Мудрить с тенями больше не буду, просто скажу, что по результатам моих вычислений фотография сделана с северо-востока от трубы. Доказательства найдите сами 🙂
Насыпь железной дороги временно использовалась в качестве основания для монтажа арки моста. Трубу для реки хорошо видно. Она ещё выполняет свою функцию — пропускает воду через насыпь. Во время сооружения моста насыпь пришлось расширить для прокладки обводного железнодорожного пути. Труба оказалась засыпана. Это привело к неприятным последствиям — Химка стала подмывать насыпь. Пришлось принимать меры и освобождать проход воды по трубе.

Следующее фото из другой книги — «Канал Москва-Волга. Справочные данные» вышедшей в 1936 году. Опять с сайта moskva-volga.ru. Лето 1936 года. Вид с юго-запада. Поезд идёт из Москвы. Мост эксплуатируется в полную силу. Насыпь уже срыта, но труба пока ещё на месте. Русло канала захламлено строительным мусором:

Химкинский жд мост запущен в эксплуатацию

Очередное фото взято у пользователя Irinka с Речного форума. Конец лета — начало осени 1936 года — на деревьях листва. Вид почти с той же точки, что и у прошлого фото. Но поезд идёт в Москву. Труба наполовину разрушена, строительный мусор почти убран:

Русло канала в р-не пр.Химки до заполнения водой

То же место, то же время, но вид с противоположенной стороны. Ещё немного, и пустят воду. Фото эксклюзивное — оно никогда не публиковалось:
Река Химка до затопления и новый ЖД мост Ленинградской дороги
Затопление этого участка канала началось 11 ноября 1936 года. А к маю 1937 канал Москва-Волга был полностью заполнен водой. Также эксклюзивное фото, ранее нигде не публиковавшееся:
Новый ЖД мост Ленинградской дороги
Так закончилась жизнь трубы.
И вот такая история получилась для очередного экспоната в домашнем музее.P.S. Пока рылся в старых книжках, нашёл много интересного о том, как строился Химкинский железнодорожный мост. Может быть как нибудь и об этом напишу.
6 голосов

4 КОММЕНТАРИИ

  1. […] На строительстве Канала Москва-Волга возведено немало интересных, сложных и красивых сооружений. Безусловно, одним из таких объектов является Химкинский железнодорожный мост Октябрьской железной дороги. Именно о его строительстве и пойдёт речь в продолжение темы «Труба, а по ней течёт вода» […]

  2. […] Место пересечения реки Химки и Николаевской железной дороги. Справа железнодорожная насыпь с встроенной бетонной трубой для пропуска реки. Дорога спускается от станции Химки и показана на предыдущей открытке. Направление съёмки — на северо-запад. История, связанная с бетонной трубой, подробно изложена в рассказе о строительстве Химкинского железнодорожног…. […]

  3. Здравствуйте. Очень интересный сайт. Хотелось бы добавить по теме «Труба, а по ней текла вода». Может быть будет интересно?
    Фото#1 «Химки. Дорога къ пруду». Фото смотрит на север, западная сторона насыпи.
    С левой стороны действительно водокачка, до неё был кузнечный цех. Он отмечен на карте «Московская губерния. Карта окрестности Москвы 1878 года».
    Дорога уходящая вверх сохранилась до сих пор и ведёт к нынешнему рынку.
    Сама труба (закрытая и заросшая) сохранялась до конца 70-х годов. Может быть существует и сейчас под новой насыпью? Мы в детстве часто гуляли в этом месте.
    Точные координаты на Яндекс картах: 55.890832, 37.459306
    Фото#4 Плотина. Она есть на карте 1931 года (#3) Западная сторона насыпи. Двести метров по течению речки. Между обозначениями Хут. и Дачи. 55.887108, 37.460504
    Не хотелось бы Вас расстраивать, но на Фото#6 и далее, труба не та. Это технический путепровод, он значительно выше и шире, чем на Фото#1. Если смотреть на Фото#6 из книги «Канал Москва-Волга. Мосты и дороги» 1941 года, труба с речкой под насыпью с правой стороны. Уверен, что её не трогали при строительстве моста и самого канала и даже продолжали использовать. В московском регионе работы были значительно лучше механизированы и крошечная речушка не могла помешать ударной стройке. По окончанию строительства потоки объединили, а сама труба осталась заброшенной до конца 70-х годов.

    • Здравствуйте Николай!
      Спасибо за замечания, но частично с вами не соглашусь. Даже крошечная речушка создавала достаточно неприятностей для строительства, поэтому трубу в старой насыпи сохраняли для пропуска вод реки Химки до последнего момента. Почитайте внимательно техотчёт «Канал Москва-Волга. Мосты и дороги». Книга лежит здесь — http://moskva-volga.ru/kanal-moskva-volga-1932-1937-tehnicheskij-otchyot/
      С уважением,
      Игорь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь