Интернет как инструмент для получения информации на примере восстановления биографии отдельной личности

20

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции, организованной Кафедрой музееведения и охраны культурного наследия МГИК, и проходившей 16–17 марта 2018 в Москве, в Московском государственном институте культуры.

Из предисловия: «Впервые на наших конференциях обсуждались проблемы использования Интернета как инструмента для получения информации для научных изысканий в изложении И. В. Кувыркова»

Опубликовано в сборнике Научно-исследовательская работа в музее в аспекте изучения материального и нематериального наследия. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции (16–17 марта 2018 г., г Москва). М., 2018

От себя: доклад местами кажется наивным и некоторые понятия сильно упрощены, но это было сделано намеренно, с учётом уровня знаний о всемирной паутине присутствовавших докладчиков и слушателей.

 


 

Существует устойчивое, но не всегда справедливое убеждение, что информация из интернета носит искажённый, а нередко и заведомо ложный характер. Этому в немалой степени способствует часть статей в широко известной «народной» энциклопедии «Wikipedia» и бездонные сборники рефератов на все случаи жизни для студентов-двоечников.

Считать всю информацию из интернета априори ложной есть неверный шаг. Конечно же, к ней часто нужно относиться со значительной долей скепсиса и заниматься тщательной проверкой – нахождением письменного или архивного источника подтверждения информации. Но существует множество источников с достоверной информацией. В первую очередь, к ним относятся сайты известных научных журналов и изданий. К ним же следует причислить официальные сайты учебных, научных и исследовательских учреждений, публикующих либо отдельные работы, либо сборники работ своих сотрудников или обучающихся. Некоторые библиотеки выкладывают отсканированные версии книг и изданий (например, Ленинская библиотека), которые уже вышли из-под действия Закона об авторском праве. Не стоит игнорировать и частные коллекции отсканированной литературы.

При проведении исследований оказалось удобным использовать заказ через интернет копий тех или иных документов в различных архивах. К сожалению, в большинстве случаев это платная услуга, причём иногда весьма дорогая, но, тем не менее, позволяющая экономить время. Ограничение использования интернет-заказа в том, что предварительно требуется знать архивный шифр заказываемого материала. В некоторых архивах эта задача решается поиском в электронных базах описей непосредственно на сайтах архивов, в некоторых – изучением отсканированных копий описей, также выложенных на сайтах. Но, к сожалению, не все архивы предоставляют возможность ознакомиться с их описями дистанционно.

Дистанционную работу с центральными библиотеками страны в целом также можно оценить положительно. Автоматизированная система ответов и вопросов РГБ позволяет весьма оперативно найти и получить интересующую статью, обладая даже неполными библиографическими данными, например, зная только автора, название издания и примерный год публикации. Быстро и компетентно оказывает консультации и Государственная публичная библиотека России (ГПИБ). Опыт такой работы с центральными библиотеками в большинстве случаев приносит положительный результат при вполне умеренных расценках на услуги.

Но существуют и проблемы в интернет-коммуникациях. Многие организации не имеют собственных сайтов, некоторые имеют формальные сайты, не содержащие полезной информации. Некоторые организации либо не имеют адресов электронной почты, либо скрывают их, либо игнорируют запросы по электронной почте. Иногда с авторами материалов бывает чрезвычайно сложно связаться, так как в своих публикациях они оставляют неактуальные контактные данные.

Доказательством положительного и эффективного использования интернета может являться успешно реализованная попытка восстановления отдельной личности, изложенная ниже.

***

В Долгопрудненском историко-художественном музее развёрнута постоянная экспозиция, посвящённая строительству канала Москва-Волга (сейчас имени Москвы) «Канал Москва-Волга. 1932-1937», освещающая строительство трассы канала в целом с акцентом на Хлебниковский участок строительства. Согласно документам строительства, Хлебниковский участок протянулся от деревни Новосельцево до Северного речного вокзала, не включая последний. Около современного города Долгопрудного пролегает фрагмент канала под названием Глубокая выемка. Именно эта часть канала с одной стороны, во время строительства, представляла сложнейшую техническую задачу, с другой стороны, в современной время, является наиболее живописным и привлекательным местом для жителей города.

При разработке текста экскурсии использовалось множество документов эпохи строительства, собранных краеведческим обществом «Москва-Волга» и выложенным в открытом доступе. Основными источниками стали полная подшивка технико-экономического журнала издания НКВД Дмитлага и управления строительства «Москваволгострой», а также технические отчёты о строительстве конца 1930-х годов. Дополнительно в РГБ была изучена большая подборка литературно-художественного журнала «На штурм трассы» и газет «Волга-Москва» и «Москва-Волгострой», также издания Дмитлага НКВД, что дополнило картину строительства того времени как литературными заметками и художественными иллюстрациями о строительстве, так и текущей публицистикой. Помимо этого, важным источником информации о строительстве Глубокой выемки стала малотиражная книга Л. И. Гайдукевича «Документальные воспоминания» (1998), бывшего узника Дмитлага, отбывавшего срок заключения именно в Хлебниковском районе строительства.

Во время подготовки экскурсии в исходных материалах были выявлены документы об инженере Будасси, работавшим начальником производства работ Хлебниковского района. Для восстановления максимальной достоверности происходящих на строительстве событий было решено подробней познакомиться с этой личностью, так как именно на Будасси лежала вся ответственность за выполнение работ на Хлебниковском участке и Глубокой выемке, в частности. К тому же Будасси являлся вторым человеком в иерархии управленческого аппарата Хлебниковского района строительства, выше него был только Г. Д. Афанасьев, кадровый офицер НКВД.

Забегая вперёд, следует заранее познакомиться с Александром Владимировичем Будасси. Он родился в 1878 году в Санкт-Петербурге в дворянской семье. В 1903 году окончил Санкт-Петербургский Институт Инженеров Путей Сообщения, получив диплом инженера путей сообщения. В дореволюционное время трудился на различных стройках под руководством своего шурина С. Н. Чаева. В основном это были железные дороги и оросительные каналы. Оставшись в Советской России, продолжил участвовать в руководстве многих строек, отвечая за земельные работы. К наиболее известным объектам с его участием следует отнести Волховстрой, Днепрострой, Беломоро-Балтийский канал и канал Москва-Волга. К концу 1920-х годов из-за непролетарского происхождения и родственной связи с уехавшим за границу С. Н. Чаевым трижды попадал под политические репрессии. Поэтому на некоторых стройках хотя и занимал начальствующие должности, оставался заключённым, например, на строительстве Беломорканала. Умер Будасси в 1940 году в возрасте 62 лет от воспаления лёгких, полученного при руководстве строительством железнодорожной ветки под Кандалакшей в Карелии, которое велось в зимний период при морозах, достигавших 50-градусного мороза. Один из полустанков этой ветки до сих пор носит его фамилию.

При изучении корпуса документов, связанных со строительством канала Москва-Волга, фамилия инженера Будасси встретилась лишь дважды: в дмитлаговской газете «Перековка» от 1934 года и в статье в журнале «Москваволгострой» от 1935 года. На момент начала поисков были неизвестны даже инициалы Будасси. С самого начала исследований стало ясно, что значительный массив информации, относящийся к периоду строительства канала и имеющийся в оперативном доступе оказался бесполезен. В сложившейся ситуации было принято решение заняться поиском информации посредством сети интернет.

Заведомо осознавая, что информация в интернете нередко представлена в сильно искажённом виде, был применён метод выявления первоисточников этой информации и перепроверка непосредственно в первоисточниках.

Несмотря на редкость фамилии Будасси, первоначальные попытки поиска были осложнены «информационным шумом», вызванным широким упоминанием автора методики самооценки личности С. А. Будасси, не относящегося к исследованию. Требовалось сконструировать поисковые запросы, отсеивавшие «информационный шум». Первым продуктивным запросом стал «будасси канал москва волга», что привело к статье в газете «Химкинские новости». Статья дала интересный и полезный фактический материал, позволивший определиться с дальнейшими направлениями поисков: участие в строительстве Беломоро-Балтийского канала, Волховской ГЭС и железнодорожной ветки Алгемба. Помимо этого, стали известны потомки Александра Владимировича Будасси, с которыми была установлена связь благодаря социальной сети «ВКонтакте».

Установление и поддержание контакта с потомками любого человека, тем более дистанционно, без личного контакта, связана с большими этическими сложностями, касающимися вторжения исследователя, то есть стороннего человека, в частную жизнь семьи. Для того, чтобы семья не «закрылась» от внешних контактов, требуется тщательно формулировать запросы, проявляя глубокое чувство такта. В данном случае исследователю удалось установить доверительные отношения с правнуком А. В. Будасси, благодаря чему были получены интереснейшие документальные сведения о жизни и деятельности А. В. Будасси, не отражённые в статье «Трудился не за страх, а за совесть». Основным источником достоверной информации стала архивная справка 1976 года, касающаяся работы А. В. Будасси именно на строительстве канала Москва-Волга, что позволило состыковать уже известные этапы строительства Хлебниковского района с документальными архивными фактами об А. В. Будасси и получить весьма подробную картину его участия в строительстве канала с 1933 по 1937 год.

По направлению Беломорканалстроя информация об А. В. Будасси была получена сравнительно легко. Основным источником стала книга «Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина: История строительства» 1934 года издания. Будучи нерядовым строителем, под руководством которого было построено 38% объёма Беломорканала, А. В. Будасси часто упоминается на страницах этой книги. Однако в этом случае информация была сильно искажена идеологической составляющей того времени, поэтому использовать её требовалось аккуратно, вычленяя факты из специфических пропагандистских текстов издания. Из этой книги выяснилось, что А. В. Будасси прибыл на строительство канала в качестве репрессированного по среднеазиатскому «делу мелиораторов», была приведена статья Уголовного кодекса, по которой он был осуждён, и фамилии «соучастников», что дало ещё одно направление для исследования жизни А. В. Будасси. Дополнительными источниками по периоду пребывания А. В. Будасси на Беломорстрое стали работы современных исследователей К. В. Гнетнева и Ю. А. Дмитриева, что позволило выстроить более цельную картину пребывания А. В. Будасси на строительстве Беломоро-Балтийского канала в период с 1931 по 1933 год.

Исследование по направлению строительства железнодорожной ветки Алгемба в 1918-1920 годах принесло немало сюрпризов. Благодаря переданной потомками копии мандата, выписанного на имя А. В. Будасси и подписанного В. И. Лениным, выяснилось, что А. В. Будасси часто упоминается в письмах В. И. Ленина в связи со строительством Алгембы. Таким образом, к исследованию было привлечено Полное собрание сочинений В. И. Ленина, позволившего раскрыть детали участия А. В. Будасси на строительстве. Кроме этого, благодаря интернет-поиску выяснилось, что в описях Российского Государственного Архива Экономики имеется множество документов, относящихся к строительству Алгембы. Среди них был обнаружен чрезвычайно интересный и важный документ – послужной список А. В. Будасси до 1918 года, в котором перечислено множество строек с его участием, позволившее восстановить дореволюционную деятельность инженера.

Интересным и поучительным стал поиск фактов, связанных с деятельностью А. В. Будасси на строительстве Волховской ГЭС, возводимой под руководством Г. О. Графтио. Поверхностный поиск в интернете сразу дал полезный результат: в журнале «Огонёк» за 1966 год была опубликована часть воспоминаний Героя Социалистического труда, профессора Н. А. Филимонова, в котором приводился обширный фрагмент об А. В. Будасси. Там же было написано, что полная версия воспоминаний Н. А. Филимонова скоро должна быть опубликована в журнале «Октябрь». Пролистывание указанного журнала за период с 1966 по 1970 год не дало положительных результатов – публикация воспоминаний Н. А. Филимонова в «Октябре» по каким-то причинам не состоялось. Посчитав, что работа Н. А. Филимонова так и не была опубликована, направление поисков в этом направлении было признано тупиковым. Вскоре, благодаря подготовленной и выложенной в 2014 году в интернете Волховской межпоселенческой районной библиотекой библиографической справки по статьям, связанным с Г. О. Графтио, удалось ознакомиться с фрагментом статьи известного исследователя истории Волховстроя В. В. Астафьева «Сподвижники и помощники инженера Графтио». Был отправлен запрос в библиотеку с просьбой предоставить статью в полном виде. В скором времени работники библиотеки с разрешения автора прислали указанную статью. Изучая список литературы, использованной при написании статьи, была обнаружена книга Н. А. Филимонова «По новому руслу» 1967 года. Опять же при помощи интернета эта книга была приобретена для более тщательного исследования. Оказалось, что воспоминания Н. А. Филимонова действительно не были опубликованы в журнальном варианте, а сразу вышли отдельной книгой. В этой книге А. В. Будасси оказался хотя и второстепенным, но очень уважаемым автором персонажем, упоминание о котором прошло сквозь всю книгу. Помимо фактической информации, Н. А. Филимонов много рассказывает человеческих качествах А. В. Будасси и приводит несколько историй из его личной жизни, которые можно было получить только из непосредственного общения с А. В. Будасси. Воспоминания Н. А. Филимонова способствовали раскрытию более полного образа А. В. Будасси как человека, прекрасного специалиста, целеустремлённого и энергичного работника, строгого, но справедливого начальника, заботящегося о своих подчинённых как на строительной площадке, так и вне рабочего времени.

Несмотря на ранее найденные материалы, некоторые, довольно значительные фрагменты жизни А. В. Будасси восстановить не удавалось. Один из крупных периодов касался его работы в Средней Азии в конце 1920-х – начале 1930 годов. Этот эпизод расследования был условно назван «среднеазиатский узел». Имелась только фрагментарная, порой противоречивая информация и сложить из этого набора фактов мозаику жизни А. В. Будасси не удавалось. Уже рассматривался вариант остановить расследование «среднеазиатского узла», «разрубив» его и зафиксировав, что эта часть жизни А. В. Будасси пока остаётся неисследованной.

Но перемещение акцентов поисков на зарубежные сегменты интернета принесло неожиданные результаты, позволившие не «разрубить узел», а тщательнейшим образом развязать его.

Во-первых, был произведён поиск по англоязычному сегменту интернета и выявлены важные факты в научных работах американских исследователей. Согласно полученной информации выяснилось, что А. В. Будасси в Средней Азии работал в Средне-Азиатском управлении водного хозяйства (Средазводхозе) и был арестован вместе с группой инженеров в январе 1931 года. При этом часть фамилий совпала с персоналиями репрессированных инженеров, отбывавших наказание на строительстве Беломоро-Балтийского канала, что подтверждало непрерывность событий и достоверность информации англоязычных источников.

Во-вторых, был тщательно исследован казахский сегмент интернета и в сборнике работ Казахского национального педагогического университета была найдена статья кандидата философских наук Е. А. Жалмагамбетова о строительстве «красной столицы» Казахстана Кзыл-Орды с обширными упоминаниями о А. В. Будасси в качестве начальника стройбюро Кзыл-Орды.

В-третьих, в том же казахском сегменте был найден фрагмент интервью с кандидатом искусствоведения Е. Г. Малиновской, упоминавшей об А. В. Будасси как о репрессированном по делу строителей «красной столицы». Находка, казалось бы, мимолётного упоминания об А. В. Будасси привела к неожиданно стремительному и эффективному развитию событий. После нахождения контактов Е. Г. Малиновской и начавшейся переписки выяснилось, что Елизавета Григорьевна занималась судьбой А. В. Будасси как смежной темой в исследовании репрессированных архитекторов. Благодаря ей выяснилось, что А. В. Будасси в 1928 году был осуждён по делу строителей «красной столицы». Кроме того, Е. Г. Малиновская дала направление поисков информации по этому уголовному преследованию, что вновь привело в РГБ. В читальном зале периодики была найдена серия статей об этом процессе, изобилующая фактами биографии А. В. Будасси, относящихся к его деятельности задолго до судебного заседания.

В-четвёртых, в интернете была найдена серия статей И. Осипова (США) о «процессе мелиораторов», в которых он исследовал судьбу своего прадеда. И. Осипов поделился своим архивом, в том числе копиями страниц уголовного дела, полученными из архива ФСБ. Благодаря этому стало понятно, что А. В. Будасси попал в «третью волну» «дела мелиораторов».

Таким образом, тщательные поиски в интернете и применение интернета в качестве средства коммуникаций позволили за полгода работы воссоздать большую часть биографии А. В. Будасси, собрав из разрозненных и иногда кажущихся незначительных фактов мозаику жизни весьма незаурядного человека.

На сегодняшний момент в биографии А. В. Будасси остаётся «белое пятно», относящееся к последним годам его жизни, периоду с 1938 по 1940 год. По семейным воспоминаниям, в этот промежуток времени А. В. Будасси был в третий раз репрессирован. Установить детали его очередного ареста можно обратившись в архив ФСБ, но существующее на сегодняшний законодательство не позволяет знакомиться с уголовными делами сторонним исследователям, разрешая доступ только прямым родственникам репрессированных при наличии документальных доказательств прямого родства. Бюрократическая система разрешения доступа к делам репрессированных функционирует крайне медленно и неохотно, поэтому процедура получения разрешения нередко затягивается до года. Поэтому именно об этом этапе жизни А. В. Будасси пока придётся сказать «требует дальнейших исследований». Есть надежда, что потомки А. В. Будасси самостоятельно займутся исследованием событий последних лет жизни А. В. Будасси и затем поделятся информацией. В свою очередь, исследователь готов проконсультировать по известным ему процедурам обращения в архив ФСБ. Определённый интерес потомков к этой проблеме существует, поскольку на сегодняшний день даже неизвестно, реабилитирован А. В. Будасси или нет, а в семье до сих пор существует «культ знаменитого прадеда».

Отдельно необходимо отметить происхождение фотоматериалов, связанных с А. В. Будасси. Часть фотографий была получена непосредственно от потомков А. В. Будасси, вторая же часть была получена благодаря интернет-знакомству с А. Ворониным, занимающимся в том числе исследованием деятельности Г. Д. Афанасьева, начальника А. В. Будасси по строительству Хлебниковского участка и получившего доступ к фотоархиву потомков Г. Д. Афанасьева. В результате у исследователя оказался весьма полный комплект фотоматериалов, раскрывающих разные этапы жизни А. В. Будасси.

Помимо восстановления биографии А. В. Будасси были сделаны небольшие открытия:

– Найден и впервые опубликован мандат на имя А. В. Будасси за подписью В. И. Ленина. В середине 1970-х годов оригинал рукописи был передан сыном А. В. Будасси в Музей Революции, но в Полное собрание сочинений В. И. Ленина Пятого издания 1975 года текст не попал.

– Установлен новый значительный факт, как то привлечение к уголовной ответственности по делу «красных строителей» М. Т. Тынышпаева, известного и почитаемого казахского общественного деятеля, что может быть интересно для казахских исследователей.

– Установлена более ранняя дата основания одного из градообразующих предприятий города Долгопрудного, Московского камнеобрабатывающего комбината (МКК). До начала исследовательской работы об А. В. Будасси датой его основания считалось 17 апреля 1937 года, но в процессе поиска было найдено упоминание о приказе № 129 от 22 марта 1936 года о возложении на начальника Хлебниковского района Афанасьева и начальника работ А. В. Будасси «постройки и эксплуатации камнеобрабатывающего завода в Хлебниковском районе».

Работа по восстановлению жизни и деятельности А. В. Будасси имеет важное значение для развития экспозиции «Канал Москва-Волга. 1932-1937» Долгопрудненского историко-художественного музея.

Во-первых, в экскурсию по залу будет включен краткий рассказ о главном строителе Глубокой выемки и Хлебниковского района в целом, что расширит и разнообразит имеющийся текст экскурсии.

Во-вторых, появилась возможность дополнить экспозицию тематическим разделом об А. В. Будасси. И хотя личные вещи А. В. Будасси использовать в постоянной экспозиции не получится, поскольку являются семейными реликвиями потомков, качественные копии фотоматериалов и копии интересных архивных документов смогут создать выразительное и наглядное представление о деятельности А. В. Будасси на строительстве канала Москва – Волга.

В-третьих, исследования об А. В. Будасси на настоящий момент уже скомпонованы в единый и цельный текстовый материал, который в ближайшем будущем будет издан в виде небольшой книги под эгидой Долгопрудненского историко-художественного музея.

***

Основной идеей этой статьи следует считать пропаганду использования интернета в качестве гибкого и мощного инструмента для исследователя. Использование социальных сетей и интернета как средства коммуникаций позволяет создавать устойчивые научные связи на личном уровне, ускоряет обмен данными между заинтересованными лицами. Коммуникации с архивами и библиотеками посредством электронной почты и web-интерфейсов сайтов учреждений позволяют за короткие сроки организовать широкую сеть запросов для «вылавливания» полезной и достоверной информации. Огромные залежи информации интернет-хранилищ ждут хорошо сконструированных запросов через поисковые системы для предоставления адекватной информации исследователям.

0 голосов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here