Василий Николаевич Ёлкин родился 10 марта 1897 года в деревне Крылатки на берегу Москвы-реки, невдалеке от легендарного Бородино. Отец его работал краснодеревщиком на обойной фабрике в Москве и в 1911 году он отвел подававшего надежды сына в школу рисования при типографии И.Д. Сытина.
Иван Дмитриевич Сытин, известный книгоиздатель, рачительный владелец типографии, мечтавший о красочной, хорошей книжке для народа, завел у себя школу. В ней учились его будущие работники, которым всем – не только художникам, но и печатникам – прививался эстетический вкус.
В Сытинской школе рисунку и живописи учили известные художники Сергей Васильевич Герасимов, давний «сытинец», и Георгий Дмитриевич Алексеев. Под их началом и начал заниматься Василий Николаевич.
Через три года, на выставке 1914 года, семнадцатилетний юноша предоставил свою работу – пейзаж. Успех превзошёл все ожидания. Помимо того, что работа была отмечена денежной премией организаторами выставки, картину была тут же продана за 50 рублей, что по тем временам считалось весьма приличными деньгами.
В 1916 году В.Н. Ёлкина мобилизовали в армию. Так он попал на Первую мировую войну. Свою службу Василий Николаевич проходил в авиационной части.
После революции 1917 года Ёлкин в рядах Красной Армии участвовал в боях на Деникинском фронте, а затем в Поволжье и на Украине. По возвращении в Москву в 1924 году был принят во ВХУТЕМАС в класс В.А. Фаворского, где вновь встретился со своим прежним учителем С.В. Герасимовым и продолжил у него обучение. Параллельно с учебой он работал в издательстве «Новая Москва», был организатором общества «Октябрь», работал там вместе с Александром Дейнекой, Диего Риверой, Сергеем Эйзенштейном, Альфредом Куреллой, Густавом Клуцисом и другими художниками различных областей искусства.
На рубеже 1920-х–1930-х годов творчество Василия Николаевича Ёлкина пользовалось широкой известностью. Он участник Международной выставки прессы в Кельне (1928), Первой выставки объединения «Октябрь» в Москве (1930), Антиимпериалистической выставки (Москва, 1931), первой всесоюзной выставки плаката «Плакат на службе пятилетки» (Третьяковская галерея, 1932), Международной выставки плаката в Льеже и Вервье (Бельгия, 1932).
В 1928 и 1929 годах В.Н. Ёлкин, будучи техническим редактором Агитпропа, работал вместе с Густавом Густавовичем Клуцисом над оформлением журнала «Строительство Москвы». Вместе они создали 17 номеров – как обложки, так и макеты журнала.
Совместная работа Клуциса и Ёлкина не ограничилась работой над журналом. В 1931 году они вместе создали плакат «Социалистическое соревнование, сдельщина, равнение на нормы лучших ударников обеспечат успех уборки и осеннего сева»
В том же 1931 году В.Н. Ёлкин стал секретарем Бюро графической секции Союза советских художников, образованного из Федерации художников, в которую входили общества «Октябрь», «АХРР», «ОСТ» и другие.
Начало тридцатых годов для В.Н. Ёлкина были очень активными и продуктивными. Именно в этот период и были созданы самые интересные и известные его плакаты:
Жизнь художника складывалась вполне удачно: известность, востребованность, устроенность личной жизни… Но досадная техническая оплошность круто изменила жизнь Василия Николаевича.
В1934 году Василий Николаевич работал в 1-й Образцовой типографии, в своей alma mater, бывшей типографии И.Д. Сытина. Типография готовила важный заказ – брошюру с речью Сталина, произнесённой им на XVII съезде ВКП(б), позже названном «съездом победителей» (26.01.1934 – 10.02.1934). Ёлкин предложил оформить обложку с портретом вождя в трёх цветах, в стиле французских импрессионистов. В результате то ли неправильно подобранных красок, то ли качества бумаги, то ли нарушения технологического процесса, краски расплылись, картинка оказалась смазанной и совсем не соответствовала задумке.
Тираж отправили под нож, а художника и нескольких других руководителей типографии повесткой вызвали на Лубянку. Соблюли кое-какие формальности.
– Отца спросили: партбилет с собой? Положили документ в стол и объявили об аресте, – рассказывал старший сын Ёлкина Владимир Васильевич.
Так семья потеряла мужа, отца и кормильца. Сразу после его ареста уволили с работы жену Веру и они, с девятилетним сыном Владимиром остались без средств к существованию. Как многие другие в это жестокое время.
В.Н. Ёлкин был осуждён по статье 58, пункту 10, за антисоветскую пропаганду. Дали 3 года лагерей.
Статья 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву, ослаблению советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст. 58-2-58-9), а равно распространение, изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собою лишение свободы не ниже шести месяцев.
Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собою меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2.
– Машиной его отправили в Бутырку, – рассказал Владимир Васильевич, – а ночью оттуда – в колонну и – на Савёловский вокзал.
Так Василий Николаевич оказался в самом большом лагере для заключённых – Дмитровском ИТЛ (Дмитлаге), созданном для строительства гигантского сооружения – канала Москва-Волга.
Первоначально его определили в Темпы, где ему пришлось потолкать неподъёмную тачку, работая в котловане. Однако Василию Николаевичу повезло. Начальник Дмитлага Семён Григорьевич Фирин, бог и царь Дмитлага, привечал людей искусства. Выступая своеобразным меценатом, он собирал талантливых людей под крыло КВО (культурно-воспитательных отделов), разбросанных по участкам строительства канала. Ёлкин же попал в Дмитров, в Центральный КВО всего строительства, где и занялся тем, чем занимался всю жизнь, начиная с отрочества – рисованием. Уже к сентябрю 1934 года В.Н. Ёлкин вместе с Я.И. Французовым оформили технико-экономический журнал строительства канала Москва-Волга «Москваволгострой», который вышел под №4 (4).
Василий Николаевич принял участие в оформительской деятельности Дмитлага. За время нахождения в лагере он активно работал в издании литературно-художественного журнала «На штурм трассы», редактором которого стал сам Фирин.
За годы нахождения в Дмитлаге Василий Николаевич объездил всю стройку канала от Волги, начала канала, до Перервы в Москве. Везде он делал зарисовки.
По результатам поездок была выпущена небольшая книжка с его работами в серии «Библиотека «Перековки» под №63 «Зарисовки с трассы (май-ноябрь 1936)» (издание КВО Дмитлага НКВД СССР, 1937, тир.1000).
Василий Николаевич был также отмечен в одиозной книге Иды Авербах «От преступления к труду», изданной в 1936 году, в качестве одного из правильно перековывающихся заключённых и создающих правильные перекованные картины:
Действительно, В.Н. Ёлкин написал немало работ во время пребывания в Дмитлаге. Многие из них вполне политкорректны и соответствуют линии партии, но некоторые приоткрывают правду, творящуюся в лагере. Вот как он сам характеризует отношения внутри лагерных бараков: «В углу две зверски ощерившиеся группы. Угрожающие жесты и наскоки перемешиваются с головокружительной руганью, кто-то кого-то двинет в ухо…»
Во время работы Ёлкина в Центральных художественных мастерских, Василий Николаевич сдружился с другим художником, Константином Станиславовичем Соболевским. К концу срока заключения у вольнопоселенца Ёлкина была возможность видеться с семьёй, которая навещала его в Дмитрове. Один из таких моментов запечатлела фотография, на которой рядом с Константином Соболевским стоит старший сын Василия Николаевича Владимир:
Спустя много десятков лет, когда сыновья Ёлкина, Владимир и Валерий приезжали в Дмитров, старший брат сказал младшему, указывая на стены Успенского собора, где в его помещениях работали художники Дмитлага:
– Помнишь, как отец рассказывал, что наша мама приезжала к нему на свидания?
– Конечно помню!
– В каком это было году?
– В 37-ом.
– А теперь вспомни, когда у тебя день рождения.
Наивысшим успехом творчества В.Н. Ёлкина в Дмитлаге стала совместная работа со своим непосредственным начальником, Глебом Сергеевичем Куном и со своим другом, Константином Соболевским – плакат «Канал Москва-Волга открыт!»
Однако, в отличие от своего начальника и своего друга, судьба оказалась благосклонна к Василию Николаевичу. По окончании трёхлетнего срока заключения Ёлкина оставили вольнонаёмным в системе Дмитлага, но сокращение штатов, предваряющее окончание строительства канала, спасло его от расстрела. Василий Николаевич вернулся домой, в Москву, и зажил привычной гражданской жизнью. А Глеб Кун был вторично арестован в июне 1937 года и расстрелян. Константин Соболевский также был вторично арестован 2 июля 1937 года и вскоре тоже расстрелян. И многие другие были по окончании строительства освобождены и затем вторично осуждены и арестованы.
Вскоре по возвращению Василия Николаевича со стройки до него дошла и другая страшная новость – его бывший коллега и соавтор Густав Клуцис тоже был арестован. Случилось это в январе 1938 года. Клуцис был арестован обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов», а точнее ему было приписано членство в «вооруженной латышской террористической организации». Из тюрьмы Густав Густавович уже не вышел.
В конце тридцатых годов В.Н.Ёлкин много работал над плакатом в Изогизе. За тридцать лет работы было издано более 50 его плакатов, особенно удачные из которых оформлялись в виде открыток. Во время Великой Отечественной войны одновременно с работой над военным плакатом В.Н. Ёлкин по направлению МОСХа работал художником на заводе им. Владимира Ильича, оформляя иллюстрированные агитационные стенды, содержание которых менялось еженедельно; командировался в колхозы Оренбургской области, организовал школу рисования по образцу Сытинской школы в 1-й Образцовой типографии.
После войны Василий Николаевич увлёкся иллюстрированием детской книги. Работает с Борисом Житковым, Ниной Павловой. Иллюстрировал книги Михаила Пришвина «Лисичкин хлеб» и «Журка», рисунки которых очень понравились автору. Эти книги издавались и за рубежом.
Однако о печальных днях, проведённых им в Дмитлаге, Василий Николаевич старался умалчивать. В выставочных каталогах свои канальские картины он начинает датировать 1932 годом и заканчивает 1935. И ни одной работы 1936 и 1937 годов.
Старший сын Владимир вспоминал, что после реабилитации отцу предлагали восстановиться в партии.
– Почему я должен восстанавливаться, если я из партии и не выходил?! – ответил сыну Василий Николаевич. Партийный билет ему так и не вернули.
– Слава Богу, что остался жив.– сказал его сын Валерий спустя двадцать лет после смерти отца. – Этот партийный молох жевал – пережевывал моего отца и других, захлебываясь от жадности. Да и выплюнул. Нет, отец не хотел оставаться партийцем, когда ему предлагали. Остался страх. И не покидал его с 37-го по 53-й. И при Хрущеве не погас. Я знаю. Ведь отец работал в области политического плаката. Только в брежневские времена, уже на старости лет страх стал гаснуть, а к скорби по погибшим добавилось чувство уверенности в нашем народе. Уверенности в том, что народ останется прежним – добрым, доверчивым и полным творческих сил. И отец считал, что и своим творчеством он несет людям добро и уверенность в том, что наша будущая жизнь будет светлой, счастливой, интересной и красивой.
Начиная с 1956 года В.Н. Ёлкин командировался на Алтай, на Кубань и Дон, где создал много станковых живописных работ (пейзаж, портрет, натюрморт).
Василий Николаевич много путешествовал по Подмосковью, Псковщине, по побережьям Азовского и Балтийского морей.
Из каждой поездки он привозил множество интересных и разноплановых работ.
Василий Николаевич прожил очень длинную жизнь. И, думаю, что счастливую. Он умер 12 января 1991 года, не дожив совсем немного до 94 лет.
Напоследок хочется показать одну очень жизнеутверждающую картину, написанную В.Н. Ёлкиным где-то в середине 20-го века:
Называется она лаконично и неожиданно – «Ленин в Швейцарии».
Зададимся вопросом – что же имел ввиду на самом деле Василий Николаевич?
– Может быть он не хотел жизнь видеть в серых тонах? – предположил Валерий Васильевич в беседе со мной.
И добавил:
– Не побоюсь сказать словами посетителя выставки его работ: «…Большое счастье видеть мир в таких красках и уметь показать всем другим людям волшебство обыденной жизни…»
Валерий Васильевич просил меня поместить в статью еще две картины Василия Николаевича : «Портрет внука Димы» и «Ситцевые берега Жигулей».
Что я с удовольствием и делаю.
Post Scriptum от 7 декабря 2018 года:
Загадка картины «Ленин в Швейцарии оказалась разгадана. В 1931 году Ёлкин занимался оформлением книги «Как отдыхал Ленин», в которой была глава «Карнавал (Ильич на народном празднике)», написанная Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем. Глава рассказывал о том, как утомлённый в Швейцарии Ленин решил развеяться на женевском карнавале. То есть Василий Николаевич через 30 лет некоторым образом переосмыслил созданные образы.
При подготовке данной статьи использовались:
- Биография В.Н. Ёлкина из буклета к выставке художников МОСХ (1975).
- Статья Николая Фёдорова «Кубометры и километры художника (газета «Дмитровский вестник», №28 (12674) от 4 марта 1999 года).
- Биография В.Н. Ёлкина, написанная его семьёй в 2012 году.
- Беседы со старшим сыном художника Владимиром и младшим Валерием Васильевичами Ёлкиными.
Отдельная благодарность Виталию Лаврушину, владельцу одноимённой галереи (http://www.artgallerylavrushin.ru/) за предоставленные материалы.