2023-04-02 Добавлены два кадра из фильма «Закройщик из Торжка» 1925 года, на котором запечатлены водонапорная башня и пруд при ней.
2020-01-28 Дополнено несколькими открытками и фотографиями. Подписи к новым изображениям выделены красным. Начальная версия материала — 2012-11-02.
Для меня, жителя небольшого подмосковного городка, поездка в Москву в ранние школьные годы планировалась почти как военная операция. Тщательно и заранее выяснялся маршрут — здесь надо сесть на автобус такой-то, проехать столько-то остановок, пересесть в метро (не забыть приготовить «пятачок»), не заблудится бы в подземке и т.д. и т.п. Теперь, конечно же, вспоминается это с улыбкой. А тогда… Попасть в мегаполис из городка, который в поперечине полчаса пешком – СОБЫТИЕ!
Усаживаясь в электричку и предвкушая приключение бывало ждёшь – не дождёшься, когда доедешь до Савёловского вокзала. Он был парадным входом в Москву.
Я люблю Савёловский вокзал, это вокзал моего детства. Самый маленький в Москве, последыш. После него других железнодорожных вокзалов в столице не строили.
Поэтому я собираю открытки с его изображением. Чем и хочу поделиться. Плюс ещё немного фотографий и текста.
Возможно это самая первая открытка с изображением Савёловского вокзала. Штамп от 15 августа 1903 года. Издатели ещё не «привыкли» к названию нового вокзала, поэтому он ошибочно назван «Савельевский». Издание Эккель и Калахъ.
Инициатором строительства Савеловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги, известный промышленник и меценат. Во многом благодаря его энергии концессия на постройку дороги, первоначально выданная другой частной компании — Второму Обществу подъездных путей, была передана «Ярославке».
В 1897 г. Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, получив Высочайшее разрешение, приступила к изысканиям, а затем и к прокладке новой линии от Москвы до села Савелово, что находится на берегу Волги, напротив Кимр. Новая ветка была не очень крупной — 130 км, но перспективной. Торговое село Кимры славилось в то время мастерами-сапожниками. Рядом стоял старинный город Кашин. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Для строительства Савеловской линии было создано специальное Управление «под заведыванием начальника работ инженера К.А.Савицкого». Дорога предполагалась однопутной, пропускная способность — две пары пассажирских поездов и пять товарных в сутки, средняя скорость движения — 20 верст в час.
Пути стоили с двух сторон — от Москвы и от Савелова. Рельсы использовались только отечественных заводов — Путиловского, Южно-Днепровского, Брянского. Строительство началось с прокладки соединительной ветки от 10-й версты Московско-Ярославской железной дороги, с сортировочных путей станции Лосиноостровская до станции Бескудниково, откуда, собственно, и должна была начаться Савеловская дорога.
Встал вопрос и о будущем вокзале. Место для вокзала было выбрано на окраине, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока. Савеловская ветка была продлена от станции Бескудниково до Камер-коллежского Вала.
Получив — после многочисленных проволочек — разрешение Московской Городской Думы, строители завезли к Бутырской заставе песок, камень и другие материалы. Возведение здания планировалось завершить к зиме 1899 года. Однако работы были неожиданно приостановлены, так как Виндаво-Рыбинская железная дорога предложила Правлению Общества Московско-Ярославско-Архангельской дороги купить у них участок Савеловской дороги от станции Бескудниково до Савелова. Пассажирский вокзал предполагаемые новые хозяева собирались строить в другом месте.
Тем временем к началу 1900 г. основные работы на Савеловской ветке были завершены, и было открыто временное движение. Поезда до Савелова отправлялись с Ярославского вокзала, что доставляло пассажирам значительные неудобства: доехав по Ярославской дороге до «поста 10-ой версты», они были вынуждены пересаживаться в вагоны Савеловской дороги.
Летом 1900 г. Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, и продажа московского участка Савеловской линии Виндаво-Рыбинской железной дороге не состоялась.
В сентябре 1900 года строительство вокзала возобновилось. Руководил работами инженер А.С.Сумароков. Есть предположение, что именно он стал автором проекта. Здание вокзала было довольно скромным, не имевшим даже парадного входа, в основном — одноэтажным и лишь по центру — двухэтажным, для размещения служебных квартир.
Отдельно от пассажирской станции устраивался так называемый воинский барак, значительно превосходивший своими размерами вокзальное здание. В нем предполагалось разместить временную пассажирскую станцию. В некотором отдалении раскинул свои пути и Грузовой двор.
Строительные работы были завершены к весне 1902 года. В воскресенье, 10 марта (по старому стилю) вокзал, получивший название Бутырский, был освящен и от него отправился первый поезд. «Новое здание вокзала, — писал тогда «Московский листок», — и весь станционный двор с утра были убраны флагами и гирляндами зелени, в которых утопал главный подъезд.
А это уже оригинал предыдущей открытки в черно-белом исполнении. На этот раз судьба оказалась милостива — цена открытки оказалась очень приемлемой.
Около 12 ч. дня прибыл служебный поезд от Ярославского вокзала с начальствующими лицами и приглашенными представителями от других железных дорог. Торжество началось совершенным в зале III кл. пред святынями из местного храма молебствием. По окончании молебствия и окропления здания св. водою все присутствующие были приглашены в зал 1 кл., где было подано шампанское».
Открылось регулярное движение поездов. Вначале в сутки их курсировало две пары: в 10.35 утра отправлялся пассажирский поезд, а в 7.30 вечера — почтовый.
Строительство железнодорожной линии и вокзала преобразило жизнь тихого уголка Москвы от Новослободской по Сущевскому валу до Марьиной рощи, с одной стороны, и до Бутырского хутора и Петровско-Разумовского, где прежде жили в основном лишь извозчики, мастеровые и огородники, с другой. Недалеко от станции промышленник Густав Лист построил новый завод с расчетом на рабочую силу из пригорода. Московские домовладельцы в ожидании притока постояльцев построили в округе около 30 новых домов, резко поднялись цены на землю.
Открытка, которая отсутствует в коллекции. Издатель неизвестен. Интересна тем, что её можно смело датировать 1902 годом и называть первой открыткой с изображением Савёловского вокзала — строительство хотя и закончилось, строительный мусор ещё на убран.
Напомним, что вокзал строился за городской заставой, то есть за пределами Москвы. Однако Московская Городская Дума, понимая, какие перспективы открываются перед этим районом, оформила в середине 1899 года документы на новое разграничение города и уезда. И с 1900 года часть пригородных земель вошла в состав Москвы. Таким образом, жители загородного поселения Бутырки стали москвичами благодаря железной дороге и вокзалу.
Водонапорная башня Савёловского вокзала попала в один старый, ещё немой фильм режиссёра Евгения Бауэра «Немые свидетели» производства 1914 года Ханжонкова:
К чему бы это?