Воскресёнки, исчезнувшая деревня

2764

Большое обновление 14 августа 2016 года. Благодаря полученному из РГАДА плану Генерального межевания удалось выяснить местоположение церкви и зафиксировать много другой интересной информации. Выделено красным.

Обновлено 11 января 2016 года. Удалось выяснить зачем и когда была построена часовня в Воскресёнках. 

Была такая деревня в Химкинском районе – Воскресёнки. Разросшийся аэропорт Шереметьево в конце 1970-х подмял её под свою новую, вторую взлётную полосу. Долго ещё автобусная остановка, что была невдалеке от исчезнувшей деревни, носила весёлое и звонкое название – Воскресёнки. Лет 10-15 назад транспортники спохватились и дали остановке название ближайшего населённого пункта – Клязьма.

А жаль.

1931 Воскресёнки
Фрагмент карты 1931 года

А на самом деле история Воскресёнок достаточно длинная и в некоторых местах даже немного запутанная. Запутанная в том, что очень давно деревня носила она название Чашниково. Но было совсем не тем Чашниковым, которое упоминалось в 1585 году как «село на речке Албе… в селе церковь Троицы Живоначальныя каменна о пяти верхах да предел Алексея человека Божия»[1]. И была она, по-видимому, постарше Чашникова на Альбе, поскольку в писцовых книгах 1573-1574 годов она упоминается как «Чюдова монастыря : … Слц. Старое Чашниково на ручью на Студенце, а в нём дв. монастырский, дв. челядинный; пашни паханные сер. земли 12 чети да пер. 48 четв. в поле, а в дву потомуже, сена 100 коп., лесу дровяного 10 дес.  … В Манатьине же стану погост на царя и великого князя земле на рчк. на Студенке, а на погосте церковь Воскресение Христово, древена, клетцки, а в нём пашни паханные 6 четьи в поле, а в дву потомуже, сена 50 коп»[2].

Давайте попытаемся разобраться, что же имели в виду дьяки, описывая эти земли. Я бы «перевёл» на современный язык и интерпретировал примерно так: на речке/ручье Студенце/Студёнке располагалось сельцо Старое Чашниково, находившееся во владении Чудова монастыря. На том же Студенце находился погост с деревянной церковью Воскресения Христова. При этом земля, на которой находился погост, была казённая, то есть принадлежала царю/великому князю. А учитывая небольшие размеры Студенца, можно сказать, что сельцо и погост располагались вплотную друг к другу, хотя и на землях разных владельцев. Обычно погостом называлось небольшое поселение, центр прихода, с церковью и кладбищем, с домом священнослужителя и причта. Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. Из чего можно сделать вывод – Старое Чашниково называлось сельцом именно по тому, что там не жили крестьяне.

Теперь давайте сформулируем чёткие различия между двумя Чашниковыми:

  • Чашниково №1 – на реке Альбе (Мещерихе), село с храмом Троицы Живоначальной.
  • Чашниково №2 (Старое) – на речке/ручье Студёнке/Студенце, сельцо рядом с погостом с храмом Воскресения Христова.

Оказалось, что различия значительные. К тому же на местности они разнесены на 3,5 километра. Однако при погружении в старинные документы надо всегда задавать себе вопрос – о каком Чашникове идёт речь.

Закончим о Чашникове на Альбе, благо его история раскрыта достаточно хорошо, редкой фотографией, сохранившейся у Генриха Фёдоровича Барта, внука Константина Викторовича Осипова, владельца усадьбы при Успенском-Трахонеево. Фото был сделано его отцом, Фёдором Фёдоровичем до революции, в самом начале XX века:

190X Чашниково храм Троицы Живоначальной. Фото Ф.Ф.Барта

Продолжим о Старом Чашникове.

Очень подробное описание Старого Чашникова дали Холмогоровы:

«Воскресения Христова место церковное, в 7131 (1623) г., Московскаго уезда, Монатина Быкова и Коровина, на пустоши, что был погост на речке Студенце, вотчина Чудова монастыря; на погосте некогда была церковь Воскресения Христова; пашни церковной лесом поросло середней земли 6 четьи в поле, а в дву потомуж, сена 60 копен (Писцов. кн. 685). К Воскресенскому погосту принадлежало сельцо старое Чашниково, на речке Студенце, которое в 7154 (1646) г. называлось «Чашниково-Воскресенское». (Ныне: Чашниково-Воскресенское, сельцо Московск. уезда.) в нем было 9 дв. крестьянских, с 18 челов.; в 7186 (1678) г. — 7 дв. крестьянских и бобыльских, в них 33 челов., в 1704 г. — 14 двор. с 57 крестьянами (Переписн., кн. 9809, 9812, 9815).

Церковная Воскресенская земля отдавалась на оброк и в оброчных книгах Патр. Казеннаго Приказа писалась: за 7146 (1639), 7163 (1655) гг. «на крестьянах деревни Старовой — вотчины Чудова монастыря, оброку гривна; за 7164 (1656) г. — «на архимандрите; Чудова монастыря Кирилле, оброку 22 алтына; за 7197 (1689) – 1739 г. на крестьянах сельца Стараго Чашникова; а межа церковной земли, которою они владели в 1689 г., «от речки Студенца вверх врашком, а от того врашка поворотя на право впрям возле сельца Чашникова яроваго поля и изгороды через лесок до рогачевской дороги, а сельца Чашникова яровое поле и возле того поля городьба от церковнаго кладбища сажень с 30; а рогачевскою дорогою до реки Клязмы, а рекою Клязмою вверх до устья речки Студенца, а речкою Студенцом вверх до тогож врашка, что впал в речку Студенец, а врашком до того ж Чашниковскаго яроваго ж поля и городьбы; а смежна та церковная земля с двух сторон сельца Чашникова, а с третей стороны за дорогу рогачевскую с лугом и пашенною землею стольника Ивана Траханиотова, а с четвертой стороны разошла река Клязма; от Москвы 20 верст, а от государева села Чашникова версты с полторы, а по cмете той церковной земли пашни паханой и перелогом и лесом поросло десятин с 13, да сена по речке Студенце и на речке на Клязме на наволочке и на врашке копен с 15» (Патр. Прик. кн. 25 и дозорн. кн. 141)»[3].

Попытаемся осознать, что интересного в этом описании. Оказалось, что на 1623 год церкви уже нет. Однако сельцо Старое Чашниково сохранилось, и к 1646 году стало называться Чашниково-Воскресенское. В документах продолжали искажать название – в 1655 году назвали просто Старым, в 1689 – опять Старым Чашниковым.

Очень интересным является описание границ Чашникова-Воскресенского. В моём распоряжении оказались топографические карты середины XX века, на которых и была сделана попытка реконструкции границ земель Чашникова-Воскресенского. Карта «склеена» из двух листов, которые отличаются годом топосъёмки, потому на левой стороне аэропорта Шереметьево ещё нет, а на правом – уже есть. Нижнюю по карте часть участка можно определить очень точно (выделено красным), верхнюю, северную, где примыкают земли Чашникова (того самого, что на Альбе), точно установить не получается – она выделена жёлтым:

Чашниково-Воскресенское - реконструкция границы

В более позднее время, во времена Генерального межевания, границы земель, относящихся к сельцу Чашникову, значительно увеличились. На плане[4], составленном 23 сентября 1766 года «землемером артилерии моиором» Яковом Сониным земли приросли значительным участком западнее речки Студенец. Трудно сказать про северную границу, но западная, проходящая по Рогачёвской дороге и южная, по реке Клязьме, остались без изменений.

1766 Чашниково сельцо с границми
‘Геометрический специальный план Московскаго уезда Манатина Быкова Коровина стану сельцу Чашникову Воскресенское тож с принадлежащими к нему землями’ (РГАДА[5]) от 1766 года. Красное – кладбище, жёлтое – граница церковной земли.

Картуш плана Генерального межевания несёт в себе множество интересных деталей, касающихся площадей различных участков земли:  пашенной 198 д (десятин) 1012 с (сажен), леса дровяного 99 д 1532 с, сенных покосов 61 д 54 с, под дорогами 5 д 2370 с, под речкой 1140 с, под кладбищем, что была церковь Воскресения Христова 400 с, под селением 4 д 546 с, а всего во всей окружной меже 369 д 2255 с, что составляло около 403 современных гектаров.

Благодаря этому плану и его описанию локализовалось кладбище, «что была церковь Воскресения Христова». Если совместить план 1766 года с современной картой, кладбище, а по сути место, где была старинная церковь, было расположено в самом центре современного Клязьминского кладбища.

Не меньший интерес представляет упоминание, что ранее эта земля принадлежала Чудову монастырю, а ныне, на момент составления плана – Коллегии экономии. За два года до составления плана, 26 февраля 1764 года императрица Екатерина II подписала «Манифест о секуляризации церковных земель», основным положением которого стало изъятие земель и крепостных крестьян из монастырской собственности и передаче их в государственную казну под управление специально созданной Коллегии экономии с денежной компенсацией от указанной коллегии в адрес церкви: «1. Понеже в камер-коллежской ведомости по последней ревизии оказа­лось всех архиерейских, монастырских и церковных крес­тьян 910 866 душ, и управление столь великаго числа деревень духовны­ми часто переменяющимися властями происходило тем самым домам архиерейским и монастырям тягостное, а временем или за расхищением служками, или и за незнани­ем прямаго хозяйства деревенскаго безпорядочное и самим крестьянам разорительное; сверьх же того многия епархии, монастыри, соборы и белое священство так были не урав­нены, что одни перед другими весьма малые доходы, а другие и никаких не имели, то МЫ, учредя Коллегию экономии, повелеваем от сего времени принять ей все оныя вотчины, со всеми казенными в них наличностьми под свое ведение и управление»[6]. Причиной стало слишком большое количество церковных вотчин, которые не подлежали обложению налогами. Формальным же поводом стало устранение несоответствия между декларируемым церковью «обетом нестяжательства» и фактическими огромными церковными землевладениями. Под действие Манифеста попал и Чудов монастырь, лишившись, в том числе и дачи сельца Чашникова.

Тем не менее часть земель осталась в пользовании церкви. Согласно «препорции» на «довольствие священно и церковнослужителей» по полюбовной сказке было отведено 7 десятин. Эти земли в основном были заняты огородами для пропитания служителей Успенской церкви, в приходе которой и находилось сельцо. Однако в будущем причт не стал заниматься сельским хозяйством, а начал сдавать в аренду по настоящему стратегический кусок земли, находящийся на краю Рогачёвской дороги, в непосредственной близости от моста через Клязьму. Арендаторы ставили постоялые дворы, чем, возможно, инициировали рост будущего селения под названием Клязьма (Выползово). Сдача церковной земли в аренду задокументирована множеством документов, начиная с 1847 года[7] почти вплоть до революции 1917 года[8].

По состоянию на 1766 год согласно последней ревизской сказке в сельце Чашниково проживало 80 душ мужского пола располагавшихся примерно в восьми домах.

На сводном плане Генерального межевания Московского уезда 1778-1797 годов под номером 445 также можно разглядеть земли сельца Чашникова-Воскресенского с 14-ю домами, а также отдельно отмеченную церковную землю:

1778-1797 План генерального межевания

Из исходных документов, использованных для изучения истории Чашниково-Воскресенского, следовало бы обратиться к очень интересному в целом труду священника Н. Скворцова. Однако применительно к Чашникову-Воскресенскому ничего нового там найти нельзя – в этом случае он был таким же диванным исследователем, как я, и черпал свои сведения из трудов Холмогоровых и Калачева, добавляя небольшие неточности.

Задаваясь целью точно определить старое церковное место, Скворцов сделал совершенно правильный вывод:

«Здесь мы находим ясныя указания местности, где расположена была земля Воскресенской церкви. Земля стольника Ивана Траханиотова – это теперешнее село Трахоньево. Село Чашниково с Троицкою церковью неподалеку от Трахоньева – в 4 верстах. А между Трахоньевым и Чашниковым есть сельцо Воскресенки, верстах в двух от Чашникова. Вот это сельцо, но нашему мнению, и есть Старое Чашниково – Воскресенское, около котораго и следует искать землю уничтоженной Воскресенской церкви, во владении местных крестьян. Сельцо Воскресенки — в Трахоньевском приходе» [9].

Сложно ответить на вопрос – когда название Чашниково-Воскресенское сократилось до Воскресёнок. Единственное, что могу утверждать – в церковных книгах Трахонеевского прихода как минимум начиная с 1873 приставка Чашниково отвалилось, а Воскресенское превратилось в просторечное  Воскресёнки.

189X панорама Воскресёнок
Панорама деревни Воскресёнки. Фрагмент фото 1890-х годов. Фото из домашнего архива потомков К.В. Осипова. Усадьба К.В. Осипова находилась на противоположном от Воскресёнок берегу Клязьмы.

В 2002 году,  примерно на месте восточной окраины Воскресёнок, был воздвигнут новый храм Воскресения Христова.

2006 Новый храм Воскреcения Христова. Фото Юрия Красильникова
2006 год, Храм Воскресения Христова. Фото Юрия Красильникова (sobory.ru)

Согласно информации с сайта храма, он был построен на месте бывшей часовни деревни Воскресёнки, разрушенной в 1930-х годах. Можно предположить, что часовня была построена после исследования, проведённого священником Н. Скворцовым и опубликованном в 1905 году.

Тому есть подтверждение. В своих воспоминаниях, относящихся к 1965 году, искусствовед, художник и основатель ВООПИК (Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры) В.А. Десятников записал:

«После работы над рукописью диплома, уже ввечеру, пришел из Химок, от маминого дома, в Трахонеево. … Подошел старик, познакомились. Николай Иванович служил раньше псаломщиком в местной церкви.

– В соседней деревне была часовня в честь изгнания французов. – рассказывал псаломщик. …»[10].

В 1912 году происходили массовые празднования столетия Отечественной войны 1812 года. Состоялось множество торжественных мероприятий, были выпущены книги, связанные с разгромом Наполеоновской армии. Потому с большой уверенностью можно сказать, что часовня «в честь изгнания французов» была построена тоже к 1912 году. Именно поэтому Н.Скворцов в 1905 году и не мог о ней ничего знать.

Статья пишется уже год и окончания её пока не предвидится. Стала понятна примерная технология поиска в архивах информации о строительстве церквей и часовен и следующим этапом будет выяснение инициатора строительства часовни в Воскресёнках, автора проекта и даже чертежей и планов здания.

На этом надо бы и закончить текущую версию рассказа, поскольку дополнительного фактического материала у меня не осталось. Но хочу вспомнить про прелестное название ручья, поскольку речкой назвать его нельзя из-за длины менее километра, Студёнка или Студенец. Наверно это был ручеёк с питьевой водой, холодной, вкусной и чистой. Сейчас это безымянная голубая полоска на карте, берущая своё начало из-под взлётной полосы Шереметьево. Никто не помнит названия, да и ручеёк превратился в сточную канаву, в очередную речку-вонючку, в которые превращаются ручьи, речушки и даже большие реки Подмосковья под натиском человеческого «прогресса». Если забываем название исчезнувшей деревни, то давайте хотя бы не забудем название ещё живого ручья.


[1] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст. Выпуск четвертый. Селецкая десятина (Московскаго уезда). Москва, Университетская типография, 1887, стр.44
[2] Калачев Н.В. Писцовыя книги Московскаго Государства, Том 1 Изд. Имп. Русскаго геогр. об-ва, 1872, С.192-193
[3] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII ст. Выпуск четвертый. Селецкая десятина (Московскаго уезда). Москва, Университетская типография, 1887, С.148-149
[4][5] РГАДА Ф.1354, О.250, С.Ч-16с
[6] Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XVI. 28 июня 1762 — 1765 гг. Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, СПб, 1830, С.551
[7] ЦГА Москвы Ф.203 О.634 Д.1 Л.2-3
[8] ЦГА Москвы Ф.203 О.695 Д.196 Л.1
[9] Свящ. Н. Скворцов Уничтоженные в Московском уезде церкви. Москва, 1905. Стр.83
[10] В.А. Десятников Владимир, Дневник русского/ Часть 8 // Москва, Журнал «Арсенал Охотника» №8 (157) август 2013, С.4-5

0 голосов

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Я ознакомлен и согласен с Политикой конфиденциальности *